Опыт и ошибки в рассказе «темные аллеи» и романе «война и мир»

Рецензия на рассказ Бунина «Темные аллеи»

статьи

школьная программа

Свою первую любовь каждый из нас помнит на протяжении всей жизни. Но какими будут эти воспоминания? Радостными или горькими? Какие чувства в нас пробуждаются, когда мы вспоминаем об этих временах? Эти философские размышления составляют основу рассказа Ивана Бунина «Темные аллеи» из одноименного сборника.

В этом произведении автор повествует о первой и неравной любви Николая Алексеевича и Надежды. Но проблема в том, что любовь может быть разная. Не только дающая смысл жизни и вдохновляющая, но еще и игнорируемая, несчастливая, безответная.

В этом произведении читатель столкнется с двумя разными проявлениями любви. К примеру, Николай Алексеевич, отставной военный, встретив женщину, которая подарила ему ту самую первую любовь, предпочел сбежать от своих чувств.

Обратите внимание

Он уезжает, а в дороге его спутниками остались лишь пустые поля и низкое желтое солнце. Представляя этот пейзаж, сразу становится тоскливо и тревожно. Эта дорога ведет в мир повседневности, обыденности и безразличия. Герой снова остался в одиночестве.

Холодное осеннее солнце уже никогда не подарит ему «лучших минут жизни».

Вторая разновидность любви – верная, вдохновляющая, постоянная. Наверное, автор не случайно назвал главную героиню Надеждой.

Все тридцать лет эта женщина надеялась на чудо, которое непременно сделает ее счастливой, она смогла сохранить свои чувства, пронесла их сквозь годы и они не угасли.

Представляя Надежду, в памяти всплывает образ настоящей русской женщины, для которой нет ничего важнее любви, не существует никаких преград и границ для того, чтобы любить и хранить все самые лучшие воспоминания и чувства.

Само название рассказа символично указывает и на потемки человеческой души, и на неопределенность, неясность будущего.

Как сложились бы судьбы героев, следуя Николай Петрович голосу сердца, а не традиционным представлениям общества об отношениях? Были бы они счастливы вместе? Было бы правильным такое решение? Автор не дает определенного ответа, он лишь сопровождает читателя в путешествии по своей темной аллее.

В этом рассказе Бунин коротко и метко описывает внутреннее состояние героев, их будущее с помощью времени года и выразительных пейзажей, ведь природа России символически отображает и душу русского человека — тревожную, изменчивую, печальную.

В этом произведении затронуто сразу несколько тем: первая любовь, предательство, непрерывная связь человека и природы, а также автор сумел мастерски описать загадочную русскую душу – верную, любящую, но, тем не менее, выбирающую страдание.

Отзывом на рассказ «Темные аллеи» поделилась Чижова Екатерина.

Источник: https://chitatelnica.ru/stati/bunin-temnye-allei-otzyv.html

Сборник рассказов И.Бунина «Темные аллеи»

Кругом шиповник алый цвел 

Стояла тёмных лип аллея…

Сборник был написан в самые мрачные годы — в годы войны, в годы оккупации, в которую попал писатель, живя во Франции, в эмиграции…

Книгу «Темные аллеи» принято называть «энциклопедией любви». И. А. Бунин в этом цикле рассказов пытался показать отношения двоих с разных сторон, во всем многообразии проявлений. «Темные аллеи» — любимое детище писателя, создававшееся много лет. Здесь воплотились размышления автора о любви.

Это была та тема, которой Бунин отдавал все свои творческие силы. Книга столь же многогранна, как сама любовь. Название «Темные аллеи» взято Буниным из стихотворения Н. Огарёва «Обыкновенная повесть». Речь в нем идет о первой любви, не завершившейся соединением двух жизней.

Образ «темных аллей» пришел оттуда..

Важно

По мнению Бунина, любовь – некий высший, главный момент бытия, который озаряет жизнь человека, и Бунин в лице любви видит противопоставление смерти: если жизнь человека наполнена любовью, то и длится она дольше. Но для Бунина не столько важна любовь «счастливая, длящаяся», сколько важна любовь краткая, которая как вспышка озаряет жизнь человека, наполняя её радостными эмоциями.

А что вы думаете о любви?…

Вот и первые работы.

Учителю литературы, безусловно, отрадно услышать такое признание

«Произведения Бунина несомненно заставили меня пересмотреть свои взгляды на классику. Теперь в моей электронной книге романы, рассказы, поэзия авторов, считающихся признанными мастерами своего дела. И за это новое открытие я обязана именно Бунину.«:))

Произведение, которое  Катя выбрала, далеко от школьной программы, но зато близко к жизни…Очень грустно, трогательно, щемяще до боли, когда задумываешься всерьез о  тех причинах, которые порой толкают людей друг к другу..Отсутствие будущего у таких отношений не отменяет возможности подарить друг другу хоть немного тепла и нежности в этом сложном, очень неприветливом для простых людей мире, создать хотя бы  иллюзию защищенности от грубой действительности  — горькой, порой страшной, очень несправедливой…

Если говорит об оценке, то Катя демонстрирует высокий уровень рефлексии, способность  к анализу, но вместе с тем есть речевые и логические ошибки, не всегда прописаны связи между предложениями, не вычищена грамматика. «4»

Диларом А. Рассказ «Кавказ»

Еще одно эссе, еще одни размышления о любви на основе одного из самых известных рассказов..Вы правы, Диларом, никогда счастье не бывает для всех..Часто счастье одного человека  другому приносит горе, боль, смерть..Жестокая жизнь. Вы правы и в том,  что все имеет свою цену: муж главной героини платит высокую цену за чувство, которое ему дал Бог испытать..
 По форме. Это, безусловно, эссе — жанр выдержан.  Меня смущает вступление : «проблема любви»  — это вы, конечно, погорячились:)) Да и заключительная часть, на мой взгляд, скуповата..Но серия вопросов, которые вы как читатель задаете себе, демонстрируют рефлексию и анализ.»4″

Марина С. Рассказ «Темные аллеи»

Пример очень рефлексивной работы, демонстрирующей желание разобраться и понять.. это не просто, если для анализа выбирается произведение, которое уже вдоль и поперек исследовано и описано:))
Отличную оценку не ставлю только за наличие ошибок — пунктуационных, в основном.. Ну и очень прошу оформлять отдельный файл, если присылаете по почте работу.. «4»

Саша Г. Рассказ «Волки»

Немного в недоумении.. Явно присутствует желание выполнить работу. написать сочинение, создать эссе..Но где размышления? Где раздумья над разными ликами любви?..Где вопросы, которые ставит перед читателем Бунин?..На мой взгляд, это творческий пересказ, ничего более..Рассказ тонкий, на полутонах, не каждому читателю по зубам.. Может быть, не стоило браться за произведение, которое не понял?…Для домашней работы очень много ошибок..»3″

Александра Ш.

«Сто рупий»<\p>
Саша насмешила своей работой, вернее, той непосредственностью, которая в ней звучит:))  Может, на самом деле, рановато восемнадцатилетним читать рассказы Бунина о любви — откровенные, чувственные, очень искренние? Но если не у Бунина, то где — в подворотне, в подъезде —  пытаться понять, что сводит людей вместе, как бывают сильны страсти и слаб разум? Как витиевата судьба и как порой жестока жизнь, заставляющая существо, прекрасное как самая красивая райская птица, играть роль жалкой проститутки?…. Может, стоило выбрать другое произведение для анализа, если это не понятно?… Вы честно пытались быть искренней в размышлениях, пытались понять, что имеет в виду автор в своем рассказе, но видимо, читательский и жизненный опыт не дает выйти за узкие рамки. привычных представлений…. Ошибок  — море! Работа производит впечатление черновика..»3″

Катя С. Рассказ «Дурочка»<\p>
Вот еще одно обвинение Бунина в непристойности и пошлости… Вы не первые, подобная критика сопровождала Бунина и при жизни, и после.. Каждый имеет право на суждение, но при возникновении подобной дискуссии всегда хочется спросить: а вы не в монастырь пойдете после школы? Вы собираетесь строить взаимоотношения с противоположным полом? А где, не имея опыт, можно узнать и увидеть, как строятся эти взаимоотношения? Какие препятствия может поставить перед нами и жизнь, и собственный природный инстинкт?…На мой взгляд, Бунин и его «Темные аллеи» как раз позволяет взглянуть по ту сторону чувства, которое молодость и неопытность склонны идеализировать… Что касается анализа рассказа, то …пошли по-дурацкому пути..Неужели думаете, что я не могу найти источники, которые вы взяли за основу сочинения, выдав их за свои?… хотела поставить ссылки на источники, откуда взяли сочинение, но уж больно непристойная реклама на этих сайтах.. Да и с пунктуацией не работали..»2″

Света О. «Кума» 

Очень интересная работа — искренняя, непосредственная, честная..Очень рефлексивная..Мне импонирует, что автор сочинения пытается анализировать не с опорой на известные критические источники, чужие мнения, а только на текст авторский..

Света, глубокая работа получилась..Действительно, любовь к мужу куда делась? Муж здоров, красив, молод, силен, не уехал и не бросил жену на полгода..Чего ей еще не хватает? Острых ощущений? желание самоутвердиться в своей неотразимости и привлекательности? От скуки?…Наверное, все имеет место быть.

Вот и жизненный урок — не допускайте скуки в семейных отношениях, не позволяйте становится привычными и неинтересными для своего избранника, ищите острых ощущений в семье, а не на стороне.. тогда жить будет легче и спокойнее (героиню — то рассказа, судя по финалу, ждет горький хлеб наскучившей любовницы…

) «5»

Алена М. «Качели»

Алена выбрала один из самых сложных, на мой взгляд. рассказов. Он практически не имеет сюжета, много недосказанностей, много приходится домысливать — кто эти двое друг дргу? почему между ними есть препятствия? Что испытывает героиня к своему избраннику…вопросов больше, чем ответов..Сочинение не получилось..Свой взгляд не получился..Есть критика, которую вы где — то нашли..Есть творческий пересказ..Но рефлексии нет..»3″

Максим К. » В Париже»

Все рассказы Бунина проникнуты грустью и печалью, и этот рассказ   — не исключение.
Что может быть тоскливее одиноких дней — без друзей, без тепла, без любви  — на чужбине, в эмиграции, с незажившей раной в сердце? Таков главный герой — Николай Платонович, которому судьба на склоне лет делает шикарный подарок.. Но счастье недолго,  как и всегда у Бунина..Смерть героя в  один из  самых счастливых периодов заставляет нас в который раз усомниться в справедливости жизни…Все эти мысли Максим пытается передать в своем сочинении, но делает  это очень тяжеловесно, многословно..Не хватает точности, лаконичности, выразительности…»4″

Настя К. «Начало»

От этого автора обычно более содержательные работы получаю…Видимо, Настя поторопилась, и поэтому текст не производит впечатления стройного и логичного рассуждения — претензии к композиции сочинения  есть серьезные, при том что рассказ, выбранный для анализа, дает много возможностей …Хотя, без сомнения,  работа самостоятельна, достаточно глубока, рефлексивна..»4″

Источник: http://dudko155.blogspot.com/2012/10/blog-post.html

Тема любви в рассказе И. Бунина «Темные аллеи»

О любви можно говорить бесконечно. В центре вни­мания И. А. Бунина во всех рассказах цикла «Темные аллеи» — любовь мужчины и женщины. Но в каждом рассказе автор показывает разные оттенки этого чув­ства: это и платоническая любовь, и неуемная страсть, и измена, предательство, и любовь-самопо­жертвование,   и  любовь-вспышка и  многое-многое другое.

Один из самых лиричных рассказов цикла — рас­сказ «Темные аллеи», которым и открывается сбор­ник. Сюжет его незатейлив и прост. Николай Алек­сеевич, герой рассказа, называет произошедшее с ним пошлой, обыкновенной историей. Так ли это?

Теперь уже старик — военный, мужчина лет шес­тидесяти, он останавливается на постоялом дворе «от­дохнуть или переночевать, пообедать или спросить са­мовар». Николай Алексеевич еще не утратил своего обаяния и красоты, но автор подмечает его усталый взгляд.

Читайте также:  Всякое предательство есть не что иное, как нарушенная верность

Хозяйкой постоялого двора неожиданно для него оказывается его бывшая возлюбленная. Она ис­правно держит хозяйство, в горнице у нее «тепло, сухо и опрятно». Надежда «деньги дает в рост», бога­теет. Нравом крута, но справедлива.

Она тоже еще красива и привлекательна.

Герои не виделись тридцать лет, многое измени­лось в их жизни за эти годы. Надежда стала крепкой хозяйственницей, в быту у нее все ладится. А вот в личной жизни… Надежда одинока.

При встрече между героями состоялся не очень приятный для Николая Алексеевича разговор. Не­приятный, потому что тогда, тридцать лет назад, он бросил Надежду. Сама встреча со старой любовью ста­ла для героя потрясением. Тридцать лет назад герои­ня жила при господах, была крепостною. Она полюби­ла «Николеньку» и доверила ему свою «горячку». Что же имела героиня в ответ? Предательство.

Любила она всей душой, глубоко и страстно, как любят только раз в жизни, потому и теперь Надежда все еще одна. Ни забыть, ни простить Николая Алек­сеевича героиня не смогла.

Совет

Он же о содеянном, види­мо, долго не вспоминал. Женился, жену «без памяти любил. А та изменила, бросила».

Сын, которого герой «обожал» и на которого возлагал надежды, вырос «не­годяем, мотом, подлецом, без сердца, без чести, без со­вести».

Все в жизни возвращается человеку, и хорошее, и плохое. Вернулось и Николаю Алексеевичу. Никогда в жизни он не был счастлив и признает, что именно Надежда дала ему «лучшие минуты жизни», « и не лучшие, а истинно волшебные». В Надежде герой по­терял «самое дорогое, что имел в жизни».

А ведь счастье было так возможно! Но кажется ли оно возможным герою? Уезжая с постоялого двора, он пытается представить Надежду хозяйкой своего петер­бургского дома, матерью своих детей. Судя по тепе­решнему образу жизни героини, эта роль ей удалась бы. Но Николай Алексеевич, «закрывая глаза, качал головой».

Нет, он и теперь, осознавая, что жизнь про­шла впустую, не может побороть в себе те социальные предрассудки, которые тридцать лет назад помешали ему сделать правильный выбор. Он сломал чужую судьбу, сломал и собственную.

«Да, пеняй на себя»,— говорит герой себе, понимая, что винить в сложившей­ся ситуации ему некого, и тем не менее, он и сегодня, повторись прежняя история, поступил бы так же.

Характера Надежды, ее духовной сущности, Нико­лай Алексеевич так и не понял, ей, через всю жизнь пронесшей свое страдание, он говорит, что «с годами все проходит», «все забывается», что между ними произошла всего-навсего «история пошлая, обыкно­венная».

Источник: http://5litra.ru/soch/235-tema-lyubvi-v-rasskaze-i-bunina-temnye-allei.html

Тёмные аллеи Сочинение | Инфошкола

28 Сентябрь 2013       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   7079

ЦИКЛ РАССКАЗОВ БУНИНА «ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ»
План
1. Вступление.
«Тёмные аллеи» — цикл рассказов.
2. Основная часть .
2.

1 Композиционное и содержательное единство цикла «Тёмные аллеи» .
2.2 Композиция цикла.
2.3 Тематика рассказов.
2.4 Образы главных героев рассказов.
2.5 Образ автора.
2.6 Особенности стиля рассказов.
3. Заключение.

Трагизм любви для Бунина.

Была чудесная весна!
Они на берегу сидели —
Река была тиха, ясна,
Вставало солнце, птички пели;
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвёл,
Стояла тёмных лип аллея.

Н. Огарёв

«Тёмные аллеи » Ивана Алексеевича Бунина — книга прекрасных рассказов, посвящённых одной теме — теме любви. В цикл вошли произведения, над которыми писатель работал в эмиграции, в Париже, с 1937 по 1944 год. Первое издание книги вышло в 1946 году и включало 37 рассказов.

Обратите внимание

Разнообразные по настроению, тематике рассказы иллюстрируют размышления автора над самой важной и трепетной темой для человека — темой любви. Бунин говорил, что в этой книге он хочет «исследовать тёмные аллеи любовного чувства». И действительно, любовь во всех её проявлениях изображена на страницах книги.

 Это и возвышенное нежное чувство «Руся» ), и безоглядная страсть, толкающая на преступление «Пароход «Саратов» ), и низменное физическое влечение «Ночлег»).

Открывает цикл рассказ, который называется так же, как и книга, — «Тёмные аллеи». Он проникнут лиризмом, грустью, вызванной воспоминаниями об ушедшей любви и молодости. Последний рассказ цикла — «Ночлег», — напротив, рисует не любовь, а животную страсть.

Композиционным
центром цикла становится рассказ «Натали», самый большой по объёму В книге, герой которого разрывается между телесным и духовным влечением к двум разным девушкам. Таким образом, «Тёмные аллеи» объединили совершенно разные, с одной стороны, произведения.

Но, с другой стороны, все они посвящены единой теме — теме любви.

Первый рассказ цикла — типичное для Бунина произведение. Случайная встреча героев через тридцать лет пробуждает их воспоминания. Выясняется, что Надежда продолжала любить этого человека » без сердца, без чести, без совести». Сейчас Николай Алексеевич понимает, что именно Надежда подарила ему лучшие, волшебные минуты жизни.

В то же время он реалист и знает, что никогда не смог бы жениться на ней. Слишком велика социальная пропасть между ними: он дворянин, барин, она крепостная, получившая вольную, хозяйка постоялого двора.

«Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой гостиницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» — думает он.

В каждом рассказе Бунина два главных героя — он и она. Часто герои не имеют имён и фамилий, их характеры подробно не раскрываются.

Очень тщательно Бунин описывает внешность главных персонажей, их лица, телосложение, одежду: «А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо … мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, чёрные, как бархатный уголь, глаза» («Чистый понедельник» ).

Важно

Иногда мы узнаём о прошлом героев и об их дальнейшей судьбе. Но это не главное для автора.Для Бунина важнее передать чувство, захватившее героев. Рассказы, как правило, невелики по объёму, но писателю удаётся зримо и выразительно поведать о любви, которую переживают персонажи его произведений.

Для них любовь становится решающим событием в жизни, тем «солнечным ударом», который меняет душу и от которого никогда не оправиться. Герои вызывают у читателя разные чувства: интерес, сочувствие, любовь, ненависть и всегда — сопереживание. В этом великое мастерство автора.

Чаще всего именно герой не выдерживает испытания любовью, оказывается слабым, не способным бороться за неё, изменить своим привычкам и образу жизни во имя любви.

 Героиня же, как правило, вызывает восхищение своими душевными качествами; часто она хрупкая и уязвимая, но её чувство более глубокое и сильное. Бунин создал галерею притягательных женских образов.

Таковы крестьянка Таня («Таня»), героиня рассказа «Чистый понедельник», Натали («Натали»), испанка из рассказа «Камарг» . Их яркие и выразительные характеристики не могут оставить читателя равнодушным. В рассказах Бунина нет счастливых любовных историй.

Как правило, любовь заканчивается расставанием, иногда гибелью одного из героев. Любовь становится недостижимым идеалом, который невозможен в реальном мире. В этом трагизм мироощущения писателя.

Объединяющим началом для всех рассказов, безусловно, является образ автора. Бунин прямо не выражает своё отношение к описываемым событиям, давая нам возможность самим делать выводы.

Однако меткие описания, точные характеристики героев, их поступки указывают на авторскую позицию. Мы без труда угадываем его симпатии и антипатии.

Совет

 Бунин никогда не судит своих героев, считая, что человек не может противостоять такой стихии, как любовь.

Лаконизм, точность, образность языка являются отличительными чертами прозы И. А. Бунина. Нередко достаточно нескольких слов, чтобы нарисовать портрет героя. Часто автор акцентирует наше внимание на какой-то отдельной черте внешности персонажа. И эта черта оказывается самой яркой и запоминающейся.

Средством характеристики героев является и прямая речь. Именно из реплик складываются их образы, формируется наше к ним отношение. Для Бунина любовь является неуправляемой силой, с которой человек не может и не способен бороться.

Любовь разрушает жизни героев, но в то же время оставляет неизгладимый след в душе.

Источник: https://info-shkola.ru/tyomnye-allei-sochinenie/

Карпеева О. | | Журнал «Литература» № 8/2003

Они очень разные, пензенские словесники: молодые и умудрённые опытом, имеющие свой профессиональный стиль или делающие только первые шаги на педагогическом поприще.

Но их объединяет одно: стремление учиться (ни в одном регионе России на методическом семинаре не бывает такой многочисленной аудитории), обмениваться опытом с коллегами (уроки, на которых присутствует до полусотни человек, для них не исключение из правил, а скорее норма), активно использовать на уроке достаточно непривычные формы работы, как, например, работу в группах и в парах, ролевую игру и многие-многие другие. Наверное, в своих поисках учителя не свободны от ошибок, но они знают: не ошибается только тот, кто ничего не делает. А они делают, учат литературе. Как? По-разному. Неповторимый учительский почерк отчётливо проглядывает со страниц конспектов. Они представлены в том виде, как сделаны самими учителями. Правда, в процессе подготовки материала к публикации в них была внесена небольшая стилистическая правка и даны методические комментарии. К сожалению, не все материалы уроков пензенских учителей нашли своё место в этом семинарии, прошу прощения у обойдённых вниманием коллег и обещаю исправиться: подготовить к печати новые уроки учителей из Пензы и познакомить читателей с новыми достойными именами.

Материалы семинария «Уроки пензенских учителей» к публикации
подготовила Елена Романичева (ГПИ, Москва)

Уроки учителя О.Б. Карпеевой (школа № 51)

Урок 1. Христианские мотивы покаяния, прощения, справедливости и суда в русской литературе (сопоставительный анализ фрагментов из поэмы Н.А. Некрасова и романа Л.Н. Толстого «Война и мир». 9-й класс

Цели урока. Выявить религиозные мотивы в творчестве Некрасова и Толстого путём сопоставления произведений; сравнить христианское и народное понимание правды; показать, что мотив правдоискательства — сквозная тема в русской литературе; вспомнить, обобщить сведения о притче и духовном стихе как литературных жанрах.

Подготовка к восприятию

Индивидуальное сообщение: «Русская духовная литература» (на основе обобщения ранее изученного).<\p>

Слово учителя о правдоискательстве как народной духовной традиции и образах правдоискателей в русской литературе XIX века.

Индивидуальные сообщения: «Образ Ионы Ляпушкина», «Образ Платона Каратаева».

Можно ли этих героев Некрасова и Толстого считать правдоискателями? Почему?<\p>

Работа по теме урока

Как определите жанр прочитанного дома отрывка? (Имеется в виду фрагмент из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», известный как притча Платона Каратаева.) Отметьте черты притчи.

В чём, по-вашему, смысл притчи, рассказанной Платоном Каратаевым? Как воспринимает купец своё наказание? Считает ли его несправедливым? Почему старый купец не держит зла на человека, за которого он страдает безвинно? Какова реакция настоящего убийцы на рассказ купца? Что для него значит покаяние?

Какие чувства вызывает притча у слушателей и у самого рассказчика? Толстой пишет: “Пьер теперь прислушался к ней (к притче), как к чему-то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру”.

Как вы думаете, что испытывал Пьер, услышав в очередной раз притчу Каратаева? Какие слова из рассказа Платона можно считать главными, выражающими идею фрагмента? Какие христианские ценности в нём утверждаются?

Проверка домашнего задания

Толкование слов: грех, страдание, справедливость, искупление. Как понимало эти категории христианство?

Близок ли герой Толстого к библейскому пониманию этих категорий? Поясните.

Как эти же понятия осмыслены в легенде «О двух великих грешниках», включённой Н.А. Некрасовым в поэму «Кому на Руси жить хорошо»? Вспомните отрывок, выражающий идею фрагмента.

Обратите внимание

Совпадает ли народное (в изображении Некрасова) понятие справедливости и искупления греха с христианским? Чем похоже и чем различается нравственно-духовное содержание этих двух произведений? Ведь оба рассказа — притчи. В чём их таинственный смысл?

Читайте также:  Может ли быть человек жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?

Есть ли внутренний спор между этими произведениями Л.Н. Толстого и Н.Н. Некрасова и в чём его суть?

Домашнее задание

Придумать тему своей творческой работы, которая может быть написана на материале урока, и защитить “жанр”, в русле которого она будет создана.

Урок 2. Сюжеты и мотивы русской литературы в новелле И.А. Бунина «Тёмные аллеи». 9-й класс

Цели урока. Сопоставить мотивы и сюжеты русской литературы XIX века в произведениях И.А. Бунина, Н.Огарёва, И.С. Тургенева, Ф.М.

 Достоевского; показать индивидуальные особенности авторов в раскрытии вечной темы любви в данных произведениях; развивать логическое мышление учащихся, стимулировать воссоздающее воображение, продолжить развитие монологической устной речи учащихся, навыков выразительного чтения; прививать любовь к русской классической литературе, пробудить интерес к творчеству И.А. Бунина.

Тип урока — семинар

Вступительное слово учителя

На предшествующих уроках мы знакомились с творчеством удивительного писателя и человека И.А. Бунина. “Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого, радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души” — так восторженно отозвался о творчестве писателя М.Горький.

Думаю, что, читая его произведение «Тёмные аллеи», и вы не остались равнодушными. Какое впечатление произвёл на вас прочитанный рассказ? К какому жанру относится это произведение писателя? Докажите своё мнение.<\p>

Вы знаете, что ничто в этом мире не рождается на пустом месте.

Так и в литературе: создавая произведения, авторы опираются на предшественников, то есть литературные традиции.

А что в литературе может быть традиционным? (Тема, сюжет, мотив, способ создания характера и так далее.) Какие традиции русской классической литературы XIX века нашли своё воплощение в новелле Бунина?

В каких ещё произведениях русской классической литературы мы встречали подобные традиции?

Сегодня на уроке, последовательно сопоставляя новеллу И.Бунина «Тёмные аллеи» с произведениями Н.Огарёва, И.Тургенева, Ф.Достоевского, мы попытаемся выделить общие для русской литературы сюжеты и мотивы в раскрытии темы любви, увидеть в этих текстах общее и особенное.

Работа в творческих группах

Н.Огарёв. «Обыкновенная повесть» (ход сообщения)

Мы говорили о том, что ничто в мире не возникает на пустом месте. Интересно, что замысел новеллы Бунина «Тёмные аллеи», давшей название всему сборнику рассказов, сложился под впечатлением стихотворения Н.Огарёва. Бунин вспоминал, что ещё в юности был очарован этим стихотворением.

23 февраля 1944 года Бунин в письме к Тэффи: “Вся эта книга называется по 1-му рассказу — «Тёмные аллеи», — в котором «героиня» напоминает своему возлюбленному, как когда-то он всё читал ей стихи про «тёмные аллеи», и все рассказы этой книги только о любви, о её «тёмных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”.

Мы видим, как одно произведение в литературе порождает другое.<\p>

Биографическая справка

Н.Огарёв — виднейший общественный деятель, публицист, талантливый поэт и музыкант.

Имя этого человека прочно вошло в историю русской культуры, вошло оно и в историю Пензенского края. Мы по праву можем гордиться, считая его своим земляком.

Большой период жизни Огарёва связан с Пензой.

Родился в 1813 году. После смерти матери, в 1815 году, был привезён в имение отца Старое Акишко, расположенное в Инсарском уезде Пензенской губернии. Здесь провёл своё детство.

Связь со Старым Акишко не прервалась и в зрелый период жизни: почти каждое лето приезжает отдохнуть в имение отца. Природа Пензенского края вдохновляла Огарёва.

Пензенские пейзажи запечатлены в его поэзии, музыке, живописи.

Важно

В Пензе молодой поэт впервые испытал чувство большого настоящего сердечного влечения. Горячо влюбляется, а затем женится на племяннице пензенского губернатора Марии Львовне Рославлёвой.

Годы ссылки Огарёва за революционную деятельность прошли в Пензе — он служит в это время в канцелярии гражданского губернатора.

Умер Огарёв в 1877 году.<\p>

Чтение наизусть стихотворения «Обыкновенная повесть».

Мы видим, что стихотворение Огарёва органично вплетается в содержание бунинской новеллы.

Как хороши и молоды были когда-то герои «Тёмных аллей» и «Обыкновенной повести»! Общая тема первой любви звучит в этих произведениях. Можно отметить, что сюжеты произведений схожи.

В их основе обыкновенная история о первой любви, которая, как правило, заканчивается разлукой. Недаром стихотворение так и называется — «Обыкновенная повесть».

Можно также выделить и общий мотив — встреча после долгой разлуки. Но как по-разному ощущают и чувствуют герои Огарёва и Бунина! В стихах Огарёва звучит мысль о том, что сожалеть об утраченном счастье бесполезно, потому что жизнь идёт так, как должна идти, и человек не волен внести в неё какие-то перемены. А у Бунина и через много лет волнует встреча, миг счастья не забыт.

Сближает мотив социального различия в любви. Для XIX века эта проблема была злободневной. Огарёв акцентирует внимание читателя: “Я в свете их встретил потом…” Позиция автора выражена в финале стихотворения: как люди могут быть хладнокровными, пережив такую любовь? Звучит авторское удивление. Но ведь это люди светские. Для них любовь — лишь один из моментов жизни.

Та же самая мысль звучит и в новелле Бунина (образ Николая Алексеевича). А вот Надежда — из другой социальной среды. Для простой крестьянки любовь — светлое чувство. Полюбив однажды, она пронесла его через всю жизнь, оставаясь верной своему избраннику.<\p>

Совет

Размышляя о первой любви, оба автора подчёркивают возвышенность, поэтичность этого чувства.

И Бунин, и Огарёв говорят о том, что любовь меняет человека, заставляет смотреть на мир иными глазами. Но любовь — это чувство проходящее, не вечное. Любовь — “лёгкое дыхание”, посетившее мир и готовое в любой миг исчезнуть. Бунин отказывает ей в способности длиться в семье, в браке, в буднях.<\p>

И.Тургенев.

«Ася» (ход сообщения)

Сопоставляя произведения Тургенева и Бунина, отмечаем схожесть сюжетов. Но о дальнейшей судьбе тургеневских героев мы не знаем, можем лишь предполагать. Бунин оригинален в том, что случайная встреча героев состоялась через тридцать лет.

Мы видим, что первое чувство не забыто, волнует сердце и по прошествии лет. Благодаря такому сюжетному ходу мы узнаём о том, как сложилась судьба бунинских героев.<\p>

Сближает эти произведения мотив несчастной любви.

Отказавшись от любви, герои не находят личного счастья. Причиной отказа послужила разница в социальном положении. Ася — незаконная дочь барина-аристократа и крепостной крестьянки.

Влюбившись в девушку, господин N терзается от того, что не может решиться на ответственный шаг: “Жениться на семнадцатилетней девочке, с её нравом, как это можно!”

В финале бунинской новеллы мы видим подобную мысль: “Что, если бы я не бросил её? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?” — рассуждает Николай Алексеевич.<\p>

И в повести И.С. Тургенева, и в новелле И.А.

 Бунина отмечаем необычность героинь. Ася — образ-тип “тургеневской девушки”. У неё яркая внешность, сильный характер, она не зависит от предрассудков. Полюбив, “тургеневская девушка” способна первой сказать о своих чувствах.

Обратите внимание

Любовь такой героини — это глубокое чувство, которое героиня способна пронести через всю жизнь.

Подобна тургеневской Асе и Надежда, героиня «Тёмных аллей». Полюбив Николая Алексеевича в юности, она пронесла это чувство через всю жизнь. Но как тяжкую ношу несёт она эту неразделённую любовь. Хотя мы не можем сказать, что Надежда не нашла себя в жизни.

Да, не сложилось личное счастье, зато многого смогла достигнуть эта женщина в жизни — стала хозяйкой постоялой горницы, неплохо обеспечивает себя, пользуется уважением. На это способен только человек с сильным характером.

<\p>

Общий мотив произведений — возвышенность и поэтичность первой любви. Но каждый из авторов воплощает этот мотив по-своему. У Тургенева любовь дарит человеку крылья, поднимает его над миром.

Но, как правило, самое сильное чувство бывает в юности, когда человек не умеет ещё любить, слишком беспечно относится к этому дару.

По Бунину, человек живёт в привычном круге обыденности. Лишь изредка улыбнётся ему счастье. Однажды Бунин заметил: “Счастья в жизни нет, есть только зарница его, — цените их, живите ими”. И любовь в понимании писателя — это зарница: вспыхнула и погасла.

<\p>

Необходимо отметить, что произведения Бунина и Тургенева сближает психологизм в изображении характеров. Чтобы передать душевное состояние героев, оба автора используют приём пейзажа. Счастлив господин N — прекрасная природа, романтическая и таинственная, окружает его.

Через всю реку тянется лунный столб — поэтический образ. Но этот мотив традиционен для русской литературы. Луна, лунный свет предвещают разлуку, это знак несчастной любви. По-особому звучит мотив у Бунина. “Низкое солнце жёлто светило на пустые поля”.

Эпитет “жёлто” как бы подчёркивает одиночество и пустоту в душе героя новеллы.<\p>

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи» (ход сообщения)

Важно

В повести Достоевского, как и новелле Бунина, звучит мотив первой любви. Для героев Достоевского любовь — возвышенное чувство, делающее человека счастливым. Для мечтателя, как и для Николая Алексеевича, это счастье стало лишь кратким мигом в чреде серых будней.<\p>

Мечтатель из повести «Белые ночи» тоже сам отказывается от любви — мотив несчастной любви.

Но у Бунина причиной явились предрассудки — неравенство социального положения. Для героя Достоевского причина иная. Любовь мечтателя не является взаимной. Настенька любит другого, мечтает о взаимности со своим прежним жильцом. А значит, для петербургского мечтателя счастливый финал невозможен. Он не способен разрушить счастье любимой ради собственной выгоды.

В любви мечтатель честен и благороден. “…Лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные минуты” подарила Николаю Алексеевичу Надежда. И герой Достоевского с благодарностью вспоминает встречи с Настенькой, которые стали для него кратким мигом счастья, вспышкой.

<\p>

Женщина в любви сильнее, она умеет гибко приспособиться к жизни, найти себя в любых обстоятельствах. Этот мотив сближает «Белые ночи» и «Тёмные аллеи». Юная Настенька не просто мечтает о любви. Главное для неё — стать счастливой в жизни: создать семью с любимым человеком.

Нет надежды дождаться жильца, и Настенька готова остаться с мечтателем, понимая, что с человеком, который её глубоко и искренне любит, ей будет гораздо легче и проще в жизни. А героиня Бунина, не получив взаимности в любви, находит иное применение своим внутренним силам. Мы видим, что Надежда не сломалась.

Жизнь её нельзя назвать пустой и бессмысленной в отличие от Николая Алексеевича.<\p>

У Достоевского особый тип героя. Перед нами романтик, мечтатель поневоле. Таким его сделала тяжёлая действительность, спасения от которой он ищет в своих чистых и возвышенных мечтах.

Совет

Поэтому и любовь у него романтическая, оторванная от реальности. Отсюда неумение до конца реализовать себя во взаимоотношениях с Настенькой. Близка Надежда к герою Достоевского. Она верит в бесконечность любовного чувства, поэтому при своей красоте и силе характера не вышла она замуж (“Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело”).

Читайте также:  Всегда ли разумный поступок является нравственным

Бунин скорее на стороне своего героя — “реалистический” взгляд на чувства (чтение финала). Ошибся ли Николай Алексеевич, отказавшись от любви и преданности Надежды? Писатель отрицательно отвечает на этот вопрос.<\p>

Поведение итогов семинара

Выступление экспертов, которые дают оценку работе творческих групп.

Слово учителя, который предлагает прочитать одну новеллу из сборника «Тёмные аллеи» и дать её письменную интерпретацию в любом жанре.

Источник: https://lit.1september.ru/article.php?ID=200300810

Сочинения на Getsoch.ru

Любовь как духовное возрождение в рассказах И.А. Бунина (цикл «Темные аллеи»)

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Главным достижением своего творчества И.А. Бунин всегда считал цикл рассказов «Темные аллеи». Здесь писатель затронул тему любви, которая была занимала особое место на протяжении всей жизни. 

      Мне хотелось бы подробнее рассказать о специфике любви в произведениях Ивана Алексеевича. Автор изображал высокое чувство с огромной художественной силой, которая, безусловно, подчинялась неведомым законам души человека.

Любовь дано испытать отнюдь не всем, а лишь тем, кто способен открыть тайны своего сердца. В понимании И.А. Бунина, синонимом слову «любовь» является слово «трагедия».

Писатель ничуть не сомневался в своей так называемой теории, доказывал её на примере своих произведений. 

       Рассмотрим вышесказанное на примере рассказа «Тёмные аллеи», в котором конкретно обозначаются тема и проблема сборника в целом. И.А. Бунин пытается донести до читателя мысль о том, что жизнь быстротечна, всё окружающее развивается, преобразуется в новые формы мироздания. Кроме того, каждый из нас не в силах изменить свою судьбу, так как это попросту невозможно.

       Но, несмотря на всё вышесказанное, любовь также рассматривается автором как духовное возрождение человека. Она способна преобразить людей, сделать их намного чувственней. Ярким примером этому является рассказ «Чистый понедельник», в котором рассматриваются отношения между мужчиной и женщиной.

Молодой человек, влюбленный в девушку, считал, что её прельщает лишь весёлая, богатая светская жизнь. Вместе с тем, она, будучи крайне образованной, проводила свободное время среди книг.

Обратите внимание

Но порой девушка уходила глубоко в себя, оставалась наедине со своими мыслями: “похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом”.

Казалось бы, как такая противоречивая натура могла привлечь молодого человека, который восторгался возлюбленной, видел в ней идеал женщины? Скорее всего, всему виной искреннее чувство. В конце произведения мы узнаем, что девушка обращается к религии, вере в Бога.

Такой исход событий, пожалуй, никто не мог даже предположить. Н мой взгляд, это может говорить о том, что каждый человек таит в себе совсем другой мир, полный загадок и тайн. Душа и любовь всегда стоят на одной ступени, дополняют друг друга. Ведь, не имея души, мы не в состоянии искренне, беззаветно любить. 

      В заключение, хочу сказать, что цикл рассказов И.А. Бунина «Тёмные аллеи» оказывает большое влияние на читателя. Здесь любовь очень многогранна: это одновременно и трагедия, и возрождение человеческой души.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/144-lyubov-kak-dukhovnoe-vozrozhdenie-v-rasskazakh-i-a-bunina-tsikl-temnye-allei.html

«Незабываемое» в цикле рассказов Бунина «Темные аллеи»

Писательская судьба Ивана Алексеевича Бунина — судьба удивительная. При жизни он не был столь славен, как Горький, о нем не спорили, как о Л. Андрееве, не вызывал он столь разноречивых — где шумно-восторженных, а где безоговорочно осуждающих — оценок, как символисты. В литературных и читательских кругах с необычным единодушием он был признан Мастером.

Вторая мировая война застала Бунина в Париже. Бедность, равнодушие издательств тягостно переносились Иваном Алексеевичем.

Вот как он сам говорит об этом: «Живу, конечно, очень и очень плохо — одиночество, голод, холод и страшная бедность…» Единственное, что спасает, — это работа.

Да, создание цикла рассказов «Темные аллеи» было для Бунина в военные годы родником душевного подъема. Сам автор считал произведения сборника, написанные в 1937-1944 гг., своим высшим достижением.

Цикл рассказов «Темные аллеи» критика определила как «энциклопедию любви» или, еще точнее, — энциклопедию любовных драм. Любовь здесь изображается как самое прекрасное, самое высокое чувство.

В каждом из рассказов («Темные аллеи», «Руся», «Антигона», «Таня», «В Париже», «Галя Ганская», «Натали», «Чистый понедельник»; сюда же можно отнести написанный до «Темных аллей» рассказ «Солнечный удар») показан момент высочайшего торжества любви.

Все рассказы в сборнике сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все они вымышлены, что не раз подчеркивал сам автор. Однако они все, в том числе ретроспективная их форма, вызваны состоянием души автора.

«Какое удивительное время — молодость! Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить ее лишь тогда, когда все осталось позади», — утверждает И. А. Бунин. Подобные моменты возвращения к самому яркому, сильному переживанию и воспроизведены в цикле.

Важно

Бунин пишет о незабвенном, что оставило глубокий след в человеческой душе. Нередко запечатлен самый момент воспоминания, грустного прикосновения к давно отшумевшей радости. Ее дает любовь, а сохраняет на всю жизнь особенная, чувственная память, заставляющая с годами по-иному воспринимать многое из того, что «осталось позади».

Однако убеждение Бунина в чистоте, незамутненности, здоровой естественности любви осталось неизменным. Правда, порой в бунинском изображении любви преобладал «земной», чувственный характер, но это никогда не случалось за счет снижения главной, духовной значимости любви. Только в таком своем качестве она составляет самые лучшие мгновения жизни.

«Любовь — высший судья в человеческих отношениях , — утверждает Бунин.

О книге «Темные аллеи» автор написал в апреле 1947 г.: «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, — думаю, что то
самое лучшее и самое прекрасное, что я написал в жизни».

У Бунина надо учиться, как проникновенно, на самой высокой эмоциональной волне выражать самое необыкновенное и прекрасное чувство человека.

Бунин не интригует сложным сюжетом, он пробуждает чувства лирическим монологом, исповедью.

То, о чем он тоскует, давно стало историей, а то, как он умеет выразить чувство, — это наше нетленное духовное богатство. Эта грань духовного — незыблемость и вечность России.

Источник: http://vip-gdz.ru/nezaby-vaemoe-v-tsikle-rasskazov-bunina-temny-e-allei/

Готовые школьные сочинения

мая
14 2014

Испытание смертью в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В своем романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой реализуе несколько целей. Одна из них показать развитие, “диалектику души” героев произведения. Можно отметить, что, следуя этой цели, писатель подвергает персонажей испытаниям: испытанию любовью, испытанию семейной и светской жизнью, испытанию смертью.

Последнего испытания не избежал почти никто из главных героев. Смерть приходит в жизнь каждого из них по-разному: то врывается гибелью близкого человека, то впивается в грудь осколком снаряда, порой пролетает мимо темной тенью, оставляя беспокойство и страх, а порой просветление души, желание жить дольше и лучше.

Некоторых своих героев Толстой “испытывает” даже не один раз. Например, Андрея Болконского и Пьера Безухова. Андрей Болконский впервые сталкивается лицом к лицу со смертью на поле Аустерлица, когда его ранили во время сражения.

Совет

И этот момент является одним из ваяшейших этапов его духовного развития. Князю Андрею открылось “высокое небо”, он понял, что “все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба”. Этим “всем” были его стремления, честолюбивые мечты.

Второе ранение, уже смертельное, полученное им во время Бородинского сражения, пробуждает в герое страстное желание жить, потому что именно в этот момент герой понял наконец-то смысл жизни.

Теперь он стал размышлять о чем-то огромном, таком, как страна, народ, ощущать себя частицей этого народа. Он ощутил себя частицей этой жизни, а прежде он считал себя обособленным от жизни людей.

Это “просветление”, этот переход от “я” к “мы” показан автором как высшее достижение, как обретение себя. Он наконец-то находит до той поры неизвестный ему смысл жизни (любовь божескую) и умирает.

Другой пример благотворного воздействия “дыхания смерти” — это испытания Пьера Безухова. Первое испытание такого рода Пьер переносит во время дуэли с Долоховым из-за Элен. Тогда, встретившись лицом к лицу с неизбежным, Пьер начинает понимать, как глупо и бессмысленно ради прихоти убивать другого человека.

Именно с этого момента, по моему мнению, начинается духовное пробуждение Пьера. Перенесенная Безуховым угроза расстрела в плену у французов вкупе с влиянием немудреной философии Платона Каратаева далее открывают перед Пьером возможность © Алл Соч.

РУ 2005 наслаждения самой жизнью, такой, какая она есть в данный момент, которая была скрыта от князя Андрея. Такой уникальной способностью жить счастливо и дарить счастье окружающим обладала с рождения Наташа Ростова, ставшая впоследствии женой Пьера.

Ровное течение ее жизни нарушает лишь вмешательство отрицательного персонажа Анатоля Курагина, что в итоге толкает Наташу к попытке самоубийства.

Обратите внимание

Однако она выдерживает это испытание смертью. Желание жить перебороло в Наташе желание умереть. В дальнейшем заложенная в ней жизненная сила, главная составляющая которой любовь, помогает героине преодолеть кризис.

Как ни странно, известие о смерти Пети, страдания матери помогают ей опять полюбить жизнь, жить во имя близких. Однако не всегда смерть или угроза смерти помогает героям осмыслить жизнь. Например, смерть Лизы, жены князя Андрея, становится всего лишь упреком ему, тогда еще холодному и потерявшему интерес к судьбе своей и своих близких.

Смерть Элен Курагиной, отрицательного персонажа, показывает нам, как незаметна смерть человека, существование которого было столь же мелко и бесполезно. Уход из жизни Элен не вызывает никакого чувства жалости. Писатель лишь вскользь упоминает о нем. Однако, как ни странно, смерть идеального героя Платона Каратаева также не вызывает жалости.

Сожаление — да, но не жалость. Каратаев не боится смерти, он принимает ее, как и любой из атрибутов жизни, поэтому в ней и нет трагичности. Платон Каратаев слился с природой, частью которой он был, растворился в ней.

Но растворился не бесследно. Та народная мудрость, которая жила в нем, перешла к Пьеру Безухову.

“…Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого…

”. Мы сожалеем об уходе из жизни “вполне хорошего” человека. “Надо жить, надо любить, надо верить”, таким образом Пьер Безу хов выражает мнение самого автора романа о том, как достигнуть счастья и гармонии с самим собой.

Однако не каждый может жить в соответствии с этими принципами. Одни герои проходят испытание смертью и продолжают жить, осознав ценность жизни и неизбежность смерти.

Другим же это осознание приносит лишь успокоение перед уходом из жизни: они Проходят испытание смертью, часто оказывающееся испытанием жизнью.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Испытание смертью в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/ispytanie-smertyu-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Ссылка на основную публикацию