Тема маленького человека в романе «преступление и наказание» (ф. м. достоевский)

Тема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание»

Тема «маленького человека» существовала в русской литературе и до Достоевского. Кого же подразумевали писатели, называя так какой-то обобщенный образ своего героя? Это человек, который не мал по своему объему или росту, в русской литературе так называют человека, который может быть одет небогато, но главное, он тихий и забитый, запуганный вышестоящими чиновниками.

До Федора Достоевского таких героев описывали такие писатели, как Александр Пушкин в своем произведении «Станционный смотритель», Николай Гоголь в рассказе «Шинель». Но глубже всего проник в эту тему и показал «маленького человека» именно Достоевский в своем глубоко психологическом романе «Преступление и наказание».

Главный герой романа — Родион Раскольников, с которым читатель может познакомиться уже на первых страницах романа, так как автор показывает его уже в первой главе. Читатель узнает, что Родион — студент, который настолько беден, что голодает и живет в жалкой и тесной каморке.

Обратите внимание

Его одежда — это лохмотья, в которых стыдно было даже выходить на улицу. Но главный герой, стыдясь своего бедного существования, ничего изменить не может. Он привык жить в такой каморке, ходить в лохмотьях, хотя такая жизнь ему совсем не нравится.

Ему даже приходиться бросить обучение в университете, так как нечем было платить за учебу.

У Раскольникова нет денег, он постепенно закладывает и все свои вещи. Его родственники, которые жили в деревне, раньше хотя бы что-то ему присылали, но теперь и сами совсем обнищали и матери негде взять эти деньги.

Такая жизнь обычно ломает человека, делая его забитым и тихим. Но герой Достоевского оказывается другим, его дух невозможно сломить. Родион считает себя «необыкновенным человеком».

И как бы судьба не поступала с ним, он все равно старается выбраться из того положения, в котором оказался.

Главный герой романа Достоевского готов пойти на преступление и убить беззащитную старуху-процентщицу, чтобы доказать свою теорию.

Но жертв оказывается больше: случайной свидетельницей преступления оказывается сестра старухи — Лиза, и Раскольников вынужден убить и ее.

Родион думает, что он сделал благое дело, ведь он избавил общество от мелкой вши и ничтожества, который мешает всем и пьет их кровь. И тут своими мыслями он очень сильно похож на Наполеона.

Важно

Но почему же герой Достоевского поступает именно так? Почему он не выбирает другой путь? Он мучился, страдал, но после убийства не испытывал угрызения совести, так как молодой человек считал, что поступил правильно и справедливо.

Даже находясь на каторге, признавая свой поступок, он все равно не считается себя неправильным. Ведь долгое время он пытался уверить себя в том, что прав, что его теория верна. По его теории выходило, что все люди делятся на два типа: обыкновенных и необыкновенных, которые имеют право на убийство.

Скорее всего, и себя он тоже относился ко второму типу людей, так как позволил себе убийство.

Получается, что Раскольников — это сильный и целеустремленный человек, который способен на решительные поступки и не покоряется судьбе, а старается бороться с ней, правда, не всегда оправданными способами.

И тогда больше к «маленькому человеку» можно отнести не Раскольникова, а Мармеладова. О Мармеладове известно немногое, но даже из того, что легко узнает читатель со страниц романа Достоевского понятно, что Мармеладов несчастлив.

Когда-то он решается на прекрасный поступок, и жениться на Катерине Ивановне, многодетной матери.

Он оказывается в тяжелом положении, женившись на вдове офицера и взяв под свою опеку трех ее детей. У него самого уже была дочь Соня от первого брака, о которой тоже нужно было заботиться.

В результате Мармеладов никого не смог сделать счастливее, а в какой-то момент им даже тяжелее становиться жить с ним, так как он начинает вести разгульный образ жизни: пьет, постоянно куда-то уходит из дома, маленькое жалование, которое он пропивает, голодание детей.

Совет

Он принимает и не противоречит решению родной дочери пойти на панель. И не сопротивляется, когда жена бьет его.

Вот Мармеладов оказывается типичным «маленьким человеком», который не может выдержать те испытания, которые ему приготовила жизнь. Он тих и забит, честен, но слаб. Он ищет мир, где можно обо всем забыть. Он, «маленький человек», оказывается намного слабее того общества, в которое живет и в котором правят жестокие порядки.

Такой же оказывается и его жена — Катерина Ивановна. Он пытается поддержать свою семью, но даже ради детей она не может больше продолжать эту жизнь и умирает. И единственной надеждой в этой семье является молодая девушка, которая реально ищет выход, которая не сломалась.

Ею оказывается Соня, на руках которой оказываются малолетние дети.

Судьба этих людей печальна и трагична. По теории Раскольникова они относились к числу людей обыкновенных, низших, поэтому жили только настоящим. Родион Раскольников немного другой. Он смог решиться на то, чтобы совершить преступление, не видя другого выхода из той ситуации, в которой он находился.

Но он нашел в себе смелость, чтобы в этом признаться. Его же поступок вызвал в нем огромнейшие чувства и эмоции. Он так и остается несчастным и отдаленным от этого общества. И поэтому его тоже можно отнести к разряду «маленьких людей».

И это подтверждается тем, как относится к нему Лужин или Свидригайлов.

Главный герой попытался хотя бы что-то изменить, вырваться из бедности, он боролся, когда другие просто сложили свои руки. Но, к сожалению, он тоже «маленький человек». Сонечка тоже относиться к таким людям, но она борется и вместе с Раскольниковым побеждает.

Ей пришлось нелегко: пройти голод, оказаться на панели, чтобы выжить и остаться при этом нежным и милым существом. Соня на протяжении всего романа покоряется своей судьбе, но смириться до конца с таким положением вещей она не может.

Поэтому она и ищет свой мир, где сможет найти спасение.

Соня Мармеладова находит свой мир, который поддерживает ее в жизни, не может сломать ее, как это сделали родители — это мир Бога.

Обратите внимание

И несмотря даже на то, что и Соня, и Родион — это «маленькие люди», но они смогли проявить себя, смогли бороться за свое существование, а не ничтожно прозябать и влачить свое жалкое существование.

Они родились в семьях, где были обречены стать «маленькими» людьми, поэтому и проходили путь этих самых «маленьких людей», покоряясь, так как их этому учили жизнь. Но в какой-то момент они решили не покориться и восстать над этой ужасной реальностью.

Соня не только сама пыталась найти новую жизнь, поверить в нее, но и помогала в этом Родиону. Он наконец-то приобрел веру в новую жизнь, в то, что впереди будущее будет лучше, чем настоящее.

И начинает новая история в жизни этих людей, где их ждет обновление и перерождение. Так Достоевский показал, как может «маленький человек» нравственно переродиться.

И эту спасению, по мнению автора, можно найти, лишь имея веру в Бога, ведь это самый справедливый суд.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/01/tema-malenkogo-cheloveka-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie.html

Тема «маленького человека» в романе Достоевского «Преступление и наказание» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя».

Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты.

Вот бросается с моста женщина, «с желтым, продолговатым испитым лицом и впавшими глазами». Вот идет по улице пьяная обесчещенная девочка, а за ней следует жирный франт, который явно охотится за нею.

Важно

Спивается и кончает с собой бывший чиновник Мармеладов, которому «некуда идти» в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки его жена, Екатерина Ивановна. Соня идет на улицу торговать своим телом.

Достоевский подчеркивает власть среды над человеком. Бытовые мелочи становятся у писателя целой системой характеристик.

Стоит только вспомнить, в каких условиях приходится обитать «маленьким людям», и становится понятно, почему они такие забитые и униженные. Раскольников живет в комнатке с пятью углами, похожей на гроб.

Жилище Сони – одинокая комната со странным острым углом. Грязны и ужасны трактиры, в которых под крики пьяных можно услышать страшные признания обездоленных людей.

Кроме того, Достоевский не просто изображает бедствия «маленького человека», но и вскрывает противоречивость его внутреннего мира. Достоевский был первым, кто вызвал такую жалость к «униженным и оскорбленным» и кто безжалостно показал соединение в этих людях добра и зла. Очень характерен в этом отношении образ Мармеладова.

С одной стороны, нельзя не испытывать сочувствия к этому бедному и измученному человеку, задавленному нуждой. Но Достоевский не ограничивается умильным сочувствием к «маленькому человеку».

Сам Мармеладов признается, что его пьянство окончательно погубило его семью, что старшая дочь вынуждена, была пойти на панель и что семья кормится, а он пьет именно на эти «грязные» деньги.

Противоречива и фигура его жены Екатерины Ивановны. Она старательно хранит воспоминания о благополучном детстве, о своей учебе в гимназии, где танцевала на балу.

Совет

Она вся отдалась стремлению не допустить окончательного падения, но неродную дочь все же послала заниматься проституцией и тоже принимает эти деньги.

Екатерина Ивановна своей гордыней стремиться укрыться от очевидной истины: ее дом разорен, а младшие дети, возможно, повторят судьбу Сонечки.

Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, служит гувернанткой у циника Свидригайлова и готова выйти замуж за богача Лужина, к которому испытывает чувство отвращения.

Мечется по безумному городу герой Достоевского Раскольников и видит только грязь, горе и слезы. Этот город настолько бесчеловечен, что кажется даже бредом безумца, а не реальной столицей России.

Поэтому не случаен и сон Раскольникова перед преступлением: пьяный парень под хохот толпы насмерть забивает маленькую, тощую клячонку. Этот мир страшен и жесток, в нем царят нищета и порок.

Именно эта клячонка становится символом всех «униженных и оскорбленных», всех «маленький людей» на страницах, над которыми глумятся и потешаются сильные мира сего – Свидригайлов, Лужин и им подобные.

Но Достоевский не ограничивается этим утверждением. Он отмечает, что именно в головах униженных и оскорбленных рождаются мучительные мысли о своем положении.

Среди этих «бедных людей» Достоевский находит противоречивые, глубокие и сильные личности, которые в силу некоторых обстоятельств жизни запутались в себе и в людях.

Безусловно, наиболее разработанным из них является характер самого Раскольникова, чье воспаленное сознание создало противоречащую христианским законам теорию.

Обратите внимание

Характерно, что одна из самых «униженных и оскорбленных» – Соня Мармеладова – находит выход из, казалось бы, абсолютного тупика жизни. Не изучая книг по философии, а просто по зову сердца она находит ответ на те вопросы, которые мучают философа‑студента Раскольникова.

Ф. М. Достоевский создал яркое полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя. Пристально вглядываясь в душу «маленького человека», он открыл в ней залежи душевной щедрости и красоты, не сломленные тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и в мировой литературе.

Читайте также:  Как подготовиться к творческому конкурсу на журналиста?

Источник: http://resoch.ru/tema-malenkogo-cheloveka-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Тема «маленького человека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Сострадание есть величайшая форма 

человеческого существования… 

Ф. Достоевский Л. Толстой

Тема «маленького человека» в русской литературе широко представлена в творчестве многих великих русских писателей. Интерес к судьбе простого человека в условиях социальной несправедливости проявил А. С. Пушкин в «Станционном смотрителе», Н. В. Гоголь описал трагедию «маленького человека» в повести «Шинель», А. П.

Чехов обратился к этой теме в рассказах «Тонкий и толстый», «Смерть чиновника», А. Н. Островский в пьесе «Бесприданница» создал образ мелкого чиновника Карандышева.

Всех этих писателей можно справедливо считать великими гуманистами, потому что они проявили милосердие, сострадание, сочувствие к бедным людям и поставили в своих произведениях вопрос о необходимости кардинальных перемен в жизни «униженных и оскорбленных», отверженных обществом.

Не оставил в стороне тему «маленького человека» и Ф. М. Достоевский. Трагический мир его героев создает впечатление небывалой нравственной чистоты и духовной возвышенности.

В грязи пороков живут бедные люди в романе «Преступление и наказание». Достоевский находит в падших и обездоленных героях чистоту души, достоинство и то высшее начало, которое называется челоечностью. Все «маленькие люди» в романе тоскуют по истинно человеческому существованию.

Мармеладов и его жена рыдают в напрасных поисках справедливости; мучается над вопросом, человек ли он, Раскольников; и даже безнравственный Свидригайлов хочет умереть, совершив перед смертью добро.

Вера Достоевского в неиссякаемые глубины человечности волнует и убеждает писателя в том, что надо предостерегать людей от зла.

Важно

Разбросанные по всему роману описания ужасающей нищеты и безысходности доведены до трагизма в изображении семьи Мармеладовых. В чиновнике Мармеладове Достоевский показал крайнюю степень обездоленности и бедности. Трагедия этого «маленького человека» раскрывается в его исповеди.

В грязном трактире, за липким столом, на котором стоит штоф с водкой, Мармеладов открывает свою душу. Обращает на себя внимание описание внешности этого героя: старый, совершенно заношенный фрак, застегнутый на единственную сохранившуюся пуговицу, скомканная грязная манишка.

Это был человек «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом».

Но портрет Мармеладова не только социально заострен, это в то же время превосходный психологический портрет, в котором передается одиночество «маленького человека» в буржуазном мире, его тщетные усилия вызвать к себе сочувствие и сострадание.

Из исповеди мы узнаем, что Мармеладов дошел до крайней степени нищеты. В его рассказе звучит трагическая история Сонечки, которая пошла на панель, чтобы спасти от голодной смерти своих близких людей.

Вот поэтому Мармеладов и пьет, чтобы забыть свою распроклятую жизнь. «А разве у меня сердце не болит? Разве я не чувствую? Разве я не страдаю?» — в отчаянии говорит Мармеладов.

Оказавшись в жизненном тупике, этот «маленький

человек» выбирает пассивную форму протеста. Смирение и покорность судьбе Мармеладов дополняет беспробудным пьянством. «…Ведь надобно же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели», — говорит этот несчастный человек. Им владеет полное отчаяние от сознания своей безысходности.

«Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь,— обращается Мармеладов к Раскольникову, — что это значит, когда уже некуда больше идти?» Эти слова выражают последний предел отчаяния.

Мармеладов не может противостоять жестокостям жизни, он находит смерть под колесами экипажа на мостовой, в грязи, на виду у десятка равнодушных глаз.

Главным обвинением буржуазному миру является образ Катерины Ивановны, жены Мармеладова. Ее портрет дан Достоевским на фоне убогого жилища: «Огарок свечи освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной. Через задний угол была протянута дырявая простыня… В комнате было душно …с лестницы несло вонью…». Этот интерьер подчеркивает крайнюю нищету семьи Мармеладовых.

Дрожащий свет догорающей свечи освещает лицо Катерины Ивановны. Видны яркие чахоточные пятна на ее щеках, запекшиеся губы, обращает на себя внимание лихорадочный взгляд.

Анализируя историю жизни и характер Катерины Ивановны, следует отметить, что она не из лагеря забитых и смирившихся с жизнью людей. Она принадлежит к лагерю бунтующих и ожесточенных людей. Достоевский пишет, что «ее можно было убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю, нельзя было».

Совет

Поэтому так отчаянно Катерина Ивановна борется с нищеой. Она моет, скребет свою убогую комнату, штопает, стирает по ночам детское тряпье, старается, чтобы в ее семье было все, как у порядочных людей. Для этого она учит детей французскому, следит за их манерами и поведением.

Озлобленная ударами судьбы, Катерина Ивановна исступленно ищет и требует справедливости. Это выражается в ее бунтарских поступках: и в сцене поведения ее на поминках мужа, и в драматичном эпизоде, когда она устраивает «демонстрацию нищеты».

Несуразно нарядив своих детей, она заставляет их петь французские песни, как безумная, носится по городу, пока замертво не падает на мостовой, Вот последние слова, которые произносит Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!»

Бунт Катерины Ивановны — это протест человека, доведенного до последней степени отчаяния, но не примирившегося с жестокой действительностью. Об этом свидетельствует ее решительный отказ от предсмертного причастия: «Что? Священника? Не нао… На мне нет грехов! Бог и без того должен протить… Сам знает, как я страдала!»

А. М. Горький назвал Ф. М. Достоевского «больной совестью нашей», потому что писатель воспитывает нравственную чуткость, милосердие, учит не знать покоя, пока человек страдает.

Достоевский рассчитывал на то, что человечность можно восстановить за счет нравственного самоусовершенствования личности. Но, чтобы противодействовать злу, нужны решительные изменения несовершенного общества, в котором возникают трагедии «маленького человека».

Вот почему снова и снова неотступно волнует душу главного героя романа Раскольникова тоска, которая зовет его к действию, к защите человечности.

Источник: http://5litra.ru/soch/1029-tema-malenkogo-cheloveka-v-romane-f-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Тема «маленького человека» является одной из главных тем в творчестве Достоевского. И конечно же, «маленькие люди» являются центральными персонажами романа «Преступление и наказание». В этой статье представлены материалы о «маленьких людых» в романе «Преступление и наказание» Достоевского.

Кто такие «маленькие люди» в произведениях Достоевского и других писателей? «Маленький человек» — это скромный, небогатый, незначительный по своему статусу человек, терпящий невзгоды и несправедливости. Судьба «маленьких людей» тяжела и сложна.

Эти люди вынуждены бороться с нищетой и несправедливостью и страдать от безразличия окружающих.

В романе «Преступление и наказание» такими «маленькими людьми» являются семья Раскольниковых, семья Мармеладовых, а также бедный студент Разумихин, служанка Настасья, маляр Миколка и другие персонажи.

Семья Раскольниковых 

Как известно, семья Раскольникова — это бедная, простая семья. Раскольниковы — «маленькие люди», живущие на грани нищеты.

Мать главного героя, Пульхерия Александровна, занимается мелкой работой и живет на скромную пенсию, которую получает после смерти мужа.

Дуня, сестра главного героя, вынуждена работать гувернанткой в богатых домах и терпеть унижения со стороны состоятельных хозяев. Чтобы спасти семью от нищеты, Дуня решается выйти замуж за господина Лужина, который оказывается человеком подлым и хитрым.

Обратите внимание

Сам главный герой романа, Родион Раскольников, также относится к числу «маленьких людей». Молодой человек живет в нищете и едва сводит концы с концами. Конечно, бедность не является причиной его преступления и не служит оправданием, тем не менее по своему социальному положению Раскольников является «маленьким человеком».

 Семья Мармеладовых

Члены семьи Мармеладовых являются яркими представителями «маленьких людей». Спившийся чиновник Семен Захарович Мармеладов — это «маленький человек», который сломался под гнетом обстоятельств.

Добрый, чувствительный, образованный Мармеладов глубоко страдает от своего пьянства, но не находит в себе силы изменить свою жизнь.

Катерина Ивановна Мармеладова, супруга Мармеладова — это еще один яркий пример «маленького человека». Бедная молодая женщина в свои 30 лет дважды становится вдовой и в конце концов умирает от чахотки.

Соня Мармеладова — еще один «маленький человек» в романе «Преступление и наказание». Бедная Соня вынуждена зарабатывать на жизнь непристойным ремеслом. Девушка жертвует собой, пытаясь прокормить свою семью.

Другие герои

К числу «маленьких людей» также относится бедный студент Разумихин. Обедневший дворянин Разумихин работает за гроши, чтобы заработать на жизнь и учебу в университете. Судя по всему, Разумихин является сиротой. Из родных у него есть только дядя. Жизнь Разумихина нельзя назвать легкой, однако молодой человек верит, что своим трудом и упорством сможет чего-то добиться.

Источник: http://www.alldostoevsky.ru/2015/04/prestuplenie-i-nakazanie-malenkie-ljudi-malenkij-chelovek-dostoevskij.html

Образ «маленького человека» в романе «Преступление и наказание» Достоевского Ф.М

Чистых, умытых покойничков мы все жалеем, любим, а ты живых полюби, грязных.В. М. ШукшинВ романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» описывается необычное преступление, совершённое нищим студентом для проверки своей страшной теории, в романе она называется «кровь по совести». Раскольников делит всех людей на обыкновенных и необыкновенных.

Первые должны жить в послушании, вторые «имеют право, то есть не официальное право, а сами имеют право разрешить своей совести перешагнуть …через иные препятствия единственно в том только случае, если исполнение их идеи того требует» (3,V).

Раскольников, насмотревшись на горе, на разбитые судьбы обыкновенных («маленьких») людей — обитателей петербургских трущоб, решает действовать, так как смиренно наблюдать безобразную окружающую жизнь более не в силах.

Решительность, глубокий и оригинальный ум, стремление исправить несовершенный мир, а не подчиняться его несправедливым законам — вот черты, которые не позволяют отнести образ самого Раскольникова к типу «маленьких людей».

Чтобы поверить в себя, герою надо удостовериться, «тварь ли он дрожащая» (то есть обыкновенный человек) или «право имеет» (то есть выдающаяся личность), сможет он позволить себе «кровь по совести», как успешные исторические герои, или не сможет.

Если проверка покажет, что он относится к избранным, тогда следует смело приниматься за исправление несправедливого мира; для Раскольникова это значит облегчить жизнь «маленьких людей». Таким образом, в теории Раскольникова счастье «маленьких людей» вроде бы является главной и конечной целью.

Этому выводу не противоречит даже признание, которое герой сделал Соне: он убил не для того, чтобы помочь матери и сестре Дуне, а «для самого себя» (5, IV).Из приведённых рассуждений следует, что тема «маленького человека» является одной из основных в романе, так как связана и с социальным, и с философским содержанием.

Важно

У Достоевского в «Преступлении и наказании» эта тема прозвучала ещё сильнее и трагичнее, чем у Пушкина в «Станционном смотрителе» и у Гоголя в «Шинели». Местом действия своего романа Достоевский выбрал самую бедную и грязную часть Петербурга — район Сенной площади и Кузнечного рынка.

Одну за другой разворачивает писатель картины беспросветной нужды «маленьких людей», оскорблённых и униженных бессовестными «хозяевами жизни».

В романе более или менее подробно описаны несколько героев, которые безусловно могут быть отнесены к традиционному типу «маленьких людей»: сестра старухи процентщицы Лизавета, которая у Достоевского становится символом «маленького чело-века», мать Раскольникова Пульхерия Александровна, жена Мармеладова Катерина Ивановна.

Однако самым ярким образом в этом ряду является, конечно, сам Семён Захарович Мармеладов, рассказывающий свою историю Раскольникову в трактире.В этом герое Достоевский объединил пушкинскую и гоголевскую традиции в изображении «маленьких людей». Мармеладов, как и Башмачкин, жалок и ничтожен, бессилен изменить свою жизнь (покончить с пьянством), но в нём сохраняется, как в Самсоне Вырине, живое чувство — любовь к Соне и Катерине Ивановне. Он несчастлив и, сознавая своё безвыходное положение, восклицает: «А вы знаете, что значит, когда некуда пойти?» (1,II). Так же, как Вырин, Мармеладов начинает пить с горя, от несчастья (потерял службу), страха перед жизнью и бессилия что-нибудь сделать для своей семьи. Как Вырин, Семён Захарович переживает из-за горькой судьбы своей дочери Сони, которая вынуждена «переступить» и пойти на панель, чтобы прокормить голодающих детей Катерины Ивановны. Разница, однако, в том, что дочь станционного смотрителя была счастлива (своей любовью к Минскому), а Соня несчастлива.

Читайте также:  Женские образы в «войне и мире»: сочинение

Достоевский выстроил в романе сюжетную линию семьи Мармеладовых так, чтобы подчеркнуть трагичность образа Семёна Захаровича.

Пьяный Мармеладов попадает под колёса щегольской коляски по собственной вине и умирает, оставляя без средств к существованию свою большую семью.

Он хорошо понимает это, поэтому его последние слова обращены к Соне — единственной опоре для Катерины Ивановны и детей: «»Соня! Дочь! Прости!» — крикнул он и хотел было протянуть к ней руку, но, потеряв опору, сорвался и грохнулся с дивана…» (2, VII).

Катерина Ивановна внешне непохожа на традиционного «маленького человека», безропотно принимающего страдания. Она, по отзыву Мармеладова, «дама горячая, гордая и непреклонная» (1, II), она хлопочет перед генералом за мужа, устраивает пьяному супругу «воспитательные» скандалы, доводит Соню упрёками до того, что девушка идёт на панель, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи.

Но по сути Катерина Ивановна, как и все «маленькие люди», сломлена жизненными неудачами. Она не может сопротивляться ударам судьбы. Её беспомощное отчаяние проявляется в последнем безумном поступке: она с маленькими детьми выбегает на улицу просить милостыню и умирает, отказавшись от последней исповеди. Когда ей предлагают пригласить священника, она отвечает: «Что? Священника?.. Не надо.

.. Где у вас лишний целковый?., на мне нет грехов!… Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..» (5,V). Эта сцена свидетельствует, что «маленький человек» у Достоевского доходит даже до бунта против Бога.

Соня Мармеладова — главная героиня романа — внешне очень похожа на традиционного «маленького человека», который смиренно подчиняется обстоятельствам, безропотно идёт к гибели.

Чтобы спасти таких людей, как Соня, Раскольников и придумал свою теорию, но, оказывается, Соня только на первый взгляд слабый по характеру человек, а на самом деле она сильная личность: увидев, что её семья дошла до крайней нищеты, она приняла тяжёлое решение и спасла хотя бы на время своих родственников от голодной смерти.

Совет

Несмотря на свою позорную профессию, Соня сохраняет душевную чистоту. Она с достоинством переносит издевательства окружающих по поводу своего положения в обществе.

Более того, благодаря своей душевной стойкости, именно она смогла поддержать убийцу Раскольникова, именно она помогает ему найти правильный, сточки зрения Достоевского, выход из морального тупика: через искреннее покаяние и страдание вернуться к нормальной человеческой жизни. Она и сама искупает свои невольные грехи, и поддерживает Раскольникова на каторге.

Так неожиданно поворачивается тема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание».Совсем непохож на традиционного «маленького человека» друг Раскольникова Разумихин — очень привлекательный, цельный герой.

Мужество, здравый смысл, жизнелюбие помогают Разумихину выдержать все невзгоды: «Он был ещё тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его» (1, IV). Таким образом, Разумихин не может быть отнесён к «маленьким людям» потому, что постоянно сопротивляется несчастьям и не сгибается под ударами судьбы.

Верный товарищ, Разумихин ухаживает за больным Раскольниковым, приглашает к нему доктора Зосимова; зная о подозрениях Порфирия Петровича насчёт Раскольникова, пытается выгородить главного героя, объясняя странные поступки друга болезнью. Сам нищий студент, он опекает мать и сестру Раскольникова, искренне влюбляется в бесприданницу Дуню.

Она, правда, неожиданно и очень кстати получает наследство-приданое от Марфы Петровны Свидригайловой.Итак, в литературном типе «маленький человек» можно выделить общие признаки: маленький чин, бедность, а главное — неспособность противостоять жизненным неудачам и богатым обидчикам.

После гоголевской «Шинели» (1842) русские писатели в своих произведениях стали часто обращаться к образу «маленького человека». Н.А.Некрасов, выступая в роли редактора, выпустил в 1845 году двухтомный сборник «Физиология Петербурга», в который вошли очерки о людях из городских трущоб и закоулков столицы: В.И.Даль изобразил петербургского дворника, И.И.Панаев — фельетониста, Д.В.

Обратите внимание

Григорович — шарманщика, Е.П.Гребёнка — жителей захолустной петербургской окраины. Эти очерки были в основном бытописательные, то есть содержали портретные, психологические и речевые характеристики «маленьких людей».

Достоевский в своих повестях и романах предложил глубокое осмысление социального положения и характера «маленького человека», что приyципиально отличало его произведения от повестей и очерков вышеназванных авторов.Если у Пушкина и Гоголя главными чувствами по отношению к «маленькому человеку» были жалость и сострадание, то у Достоевского выражен другой подход к подобным героям: он более критически оценивает их. «Маленькие люди» до Достоевского были преимущественно глубоко и безвинно страдающими, а Достоевский изобразил их людьми, которые во многом сами виноваты в своём бедственном положении. Например, Мармеладов своим пьянством подталкивает к гибели любимую семью, сваливая все заботы о малолетних детях на Соню и полусумасшедшую Катерину Ивановну. Иными словами, образ «маленького человека» у Достоевского усложняется, углубляется, обогащается новыми идеями. Это выражается в том, что герои Достоевского (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня и другие) не просто страдают, но уже сами заявляют о своих страданиях, уже сами объясняют свою жизнь. Ни Самсон Вырин, ни Акакий Акакиевич Башмачкин не формулировали причины своих несчастий, а только безропотно терпели их, покорно подчиняясь ударам судьбы.

В формуле «маленький человек» Достоевский делает акцент не на маленький, как его литературные предшественники, а на человек. Для униженных и оскорблённых героев «Преступления и наказания» страшнее всего потерять самоуважение, человеческое достоинство.

Об этом рассуждает Мармеладов в исповеди, кричит перед смертью Катерина Ивановна.

То есть сами «маленькие люди» у Достоевского опровергают теорию Раскольникова, который считал их только «тварями дрожащими», материалом для экспериментов «необыкновенных» людей.

Источник: http://lit-helper.com/p_Obraz_malen-kogo_cheloveka_v_romane_Prestuplenie_i_nakazanie_Dostoevskogo_F_M

Достоевский Ф. М. Преступление и наказание, Тема «Маленького человека» в романе «Преступление и наказание»

Достоевский Ф. М.

Сочинение по произведению на тему: Тема «Маленького человека» в романе «Преступление и наказание»

Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный художник, гуманист и демократ, как исследователь человеческих душ.

В духовной жизни человека своей эпохи Достоевский увидел отражение глубинных процессов исторического развития общества.

С трагической мощью писатель показал, как калечит души людей социальная несправедливость, какой невыносимый гнет и отчаяние испытывает человек, борющийся за гуманное отношение между людьми, страдающий за униженных и оскорбленных.

Романы Достоевского называют социально-философскими. В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей. В самые тяжелые для русского народа годы он продолжал искать пути избавления человека от страданий и бед, которые несет с собой антигуманный строй.

Особенно увлекала писателя судьба “маленького человека” в обществе. Над этой темой задумывались Пушкин, Гоголь. Этой мучительной темой пронизан и роман Достоевского “Преступление и наказание”. Персонажи Достоевского обычно предстают перед читателем с уже сложившимися убеждениями и выражают определенную идею. Не составляют исключения и герои “Преступления и наказания”.

В романе и “маленькие люди” наделены определенной философской идеей. Это люди мыслящие, но задавленные жизнью. Например, Семен Захарыч Мармеладов. Его разговор с Раскольниковым, разговор спившегося чиновника, по существу, монолог Мармеладова. Он стоит на одной идее, идее самоуничтожения.

Ему и побои в наслаждение, и на отношение к нему окружающих как к шуту гороховому он приучает себя не обращать внимания, и ночевать он привык где придется. Мармеладов не способен бороться за жизнь, за семью. Ему наплевать на семью, общество, да и на Раскольникова.

Важно

Награда за все это — встающая картина “страшного суда”, когда Всевышний примет Мармеладова и ему подобных “свиней” в царствие небесное именно за то, что ни единый из них “сам не считал себя достойным сего”. “И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных.

И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: „Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: „Свиньи вы! образа звериного и печати его; но придите и вы!». И прострет к нам руце свои и мы припадем.

” Достоевский описывает безвольного пьянчугу, который довел жену до чахотки, пустил дочь по “желтому билету”, но осуждая его, писатель одновременно взывает к людям. чо люди, возымейте к нему хоть каплю жалости, приглядитесь к нему, так ли уж он плох. Ведь он несчастной женщине с тремя детьми “руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание”; впервые места лишился не по своей вине.

Он больше всего мучается от сознания вины перед детьми. Так ли он плох этот “маленький человек”? Можно сказать, что его сделало таким общество, более равнодушное и жестокое, чем он сам в своем пьянстве. С супругой Мармеладова Катериной Ивановной Раскольников встречается всего четыре раза. Но все четыре раза он наблюдает ее после сильных душевных потрясений.

Сам он не вступал с нею в пространные речи, да и слушал-то вполуха. Но он уловил, что в ее речах звучит возмущение поведением окружающих, крик отчаяния, крик человека, которому некуда больше идти, но внезапно вскипает тщеславие, стремление подняться в собственных глазах, в глазах Раскольникова.

Если с Мар-меладовым связана идея самоуничтожения, то с Катериной Ивановной связана идея самоутверждения. Мы видим, чем безнадежнее положение, тем безудержнее фантазия. Она рассказывает об истории своей жизни с тщеславным преувеличением, видит себя в мечтах хозяйкой пансиона для благородных девиц.

После того как ее выгоняют на улицу, она продолжает рассказывать всем о том, что ее дети с самыми аристократическими связями. А сама заставляет их побирушничать. Мы видим, что любая попытка внутренне выстоять в тех условиях, на которые обречены люди, не удается. Не помогает ни самоуничижение, ни самоутверждение, пусть даже с помощью вранья.

Человек неизбежно разрушается морально, а затем гибнет физически. Но самоутверждение Катерины Ивановны перекликается с мыслью Раскольникова о праве избранных на особое положение, о власти над всеми людьми. Дело в том, что супруга Мармеладова не избранный человек. Она показана Достоевским пародийно. Путь непомерной гордыни приводит ее на улицу.

Она просто тот “маленький человек”, о котором мы говорим сегодня. И мания величия Катерины Ивановны не снижает ее трагизма. Безусловно, писатель говорит о ее судьбе с большой горечью.

Еще один персонаж романа входит в число “маленьких людей”. Это Петр Петрович Лужин. Этот тип не способен на самоуничижение, на безмерное самоутверждение путем гордыни, он не способен на убийство, он не исповедует никаких демократических идей. Лужин, наоборот, за господство эгоистических отношений, отношений чисто буржуазных, нечеловеческих. Идеи Лужина ведут к медленному убийству людей, к отказу от добра и света в их душе. Раскольников хорошо понимает это: “. правда ль, что вы сказали вашей невесте. в тот самый час, когда от нее согласие получили, что всего больше рады тому. что она нищая. потому что выгоднее брать жену из нищеты, чтоб потом над ней властвовать. и попрекать тем, что она вами облагодетельствована?”

Совет

Только собственная выгода, карьера, успех в свете волнуют Лужина. Он готов унижаться, унижать, отдавать все и всех за свое благополучие, забирать последнее ради своей выгоды. Но он не будет убивать, он найдет массу способов, трусливых и подлых, чтобы раздавить человека безнаказанно.

Читайте также:  Психологизм в романе «герой нашего времени»

Во всей полноте это проявляется в сцене поминок. Такой персонаж выведен Достоевским как олицетворение того мира, который ненавистен Рас-кольникову. Именно лужины толкают на гибель мармеладовых, заставляют идти на панель молодых девушек.

Тип лужиных, тип подлых и низких “маленьких людей”, которым никогда не будет места ни в одном обществе. Федор Михайлович Достоевский создал широкое полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально вглядываясь в душу так называемого “маленького человека”.

Он открыл в нем не только страдания, но и подлость, трусость и жажду наживы, как у господина Лужина. Он открыл в нем безнадежность и самоуничтожение, как у Мармеладова, и безмерную пагубную гордыню, как у Катерины Ивановны.

Миропонимание Достоевского основывается на одной непреходящей фундаментальной ценности — на любви к человеку, на признании духовности человека. И все искания писателя направлены на создание лучших, достойных звания человека условий жизни.

http://vsekratko.ru/dostoevskiy/prestuplenieinakazanie84

Источник: https://www.school-essays.info/dostoevskij-f-m-prestuplenie-i-nakazanie-tema-malenkogo-cheloveka-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Сочинение Маленькие люди в романе Преступление и наказание Достоевского 10 класс

Нелестным прозвищем «маленькие люди» в произведениях не только Достоевского, но и многих других русских писателей зовутся обладатели крайне скромного дохода, порой находящиеся в весьма затруднительном материальном положении; они обижены судьбой и окружающими, терпят нужду и унижения.

В романе «Преступление и наказание» к числу «маленьких людей» относится и главный герой – Родион Раскольников, которого в начале повествования читатель находит в самом угнетенном состоянии не только в материальном, но и духовном плане: именно нужда толкает его на преступление, именно деньги он считает если не главной, но одной из главных движущих сил в господствующей системе устройства мира. Стремясь помочь нуждающимся, обиженным, оскорбленным, он решается на убийство, однако, как мы знаем, оно никому не приносит добра и счастья: Родион сносит богатство под камень, а тяжесть содеянного и вину за него принимает на себя – жертва, по бессмысленности способная тягаться с жертвой Сонечки. Конечная цель Раскольникова достигнута не была, и не может быть достигнута, но если это так – что же может оправдать средства?

Семья Раскольникова также причисляется к тем самым униженным и оскорбленным, за счастье и право на которое так яростно и самозабвенно борется главный герой: Пульхерия Александровна, приходящаяся Родиону родной матерью, живет на скромную пенсию и небольшой заработок с мелкой работы, а сестра Дуня терпит издевательства богатых баринов, будучи простой гувернанткой. Они смирились со своей участью и не смотрят в небо на журавлей, синица в руках для них – богатство, которое следует беречь и лелеять. Роль «маленьких людей» надежно укоренилась в их облике и манере поведения, маска смирения стала уже их истинным лицом – хорошо ли это, или напротив, достойно порицания, решению на самом деле едва ли принадлежит.

Несколько другую сторону человеческого отчаяния представляют Мармеладовы, несмотря на сахарную фамилию живущие далеко не сладкой жизнью.

Обратите внимание

Глава семейства Семен Захарович сдается, проигрывает бой самой судьбе и становится одним из тех жалких обывателей, которые, по природе своей будучи людьми недурного и даже добродетельного характера, не пытаясь даже поднять руки в жесте защиты, безропотно принимают удары, подставляя при этом вторую щеку.

В трясину отчаяния и безысходности он утягивает с собой и жену, Катерину Ивановну. Нужда толкает старшую дочь Мармеладова Сонечку на отчаянные поступки, жертвы, не оправданные в большей степени никем из тех, для кого предназначались.

Яркий пример бойца являет собой бывший студент Разумихин, друг Родиона, не прогнувшийся под ветром обстоятельств и сохранивший дух отчаянный и непокорный, не забывающий никогда о самом главном, единственном, что осталось у «маленьких людей» — надежде и простом человеческом сострадании.

Таким образом, главными действующими фигурами в романе «Преступление и наказание» являются люди обедневшие и отчаявшиеся, однако проявляющие свои качества при этом совершенно разным образом. Именно эта многогранность личностей в произведении и делает его столь значимым для самосознания русского народа и всего человечества в целом.

10 класс

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/malenkie-lyudi-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskogo

Тема «маленького человека» в творчестве Достоевского (сочинение)

Тема «маленького человека» является одной из традиционных социальных тем в русской литературе XIX века. В привычном для нас понимании такой образ впервые получил отражение в повести Н.М.

Карамзина «Бедная Лиза», а затем предстал перед читателем в произведениях А.С. Пушкина — в поэме «Медный всадник» и в повести «Станционный смотритель».

Окончательно этот образ сформировался в петербургских повестях Н.В. Гоголя.

В творчестве Ф.М. Достоевского тема «маленького человека» приобрела гуманистическую направленность. Достоевский максимально глубоко раскрыл психологию «маленького человека», показал, что истоки этого социального явления кроются не только в несправедливости общественного устройства, но и в мироощущении самих людей, в их «человеческих» качествах.

Любой человек только лишь по праву своего рождения имеет право на жизнь, свободу, личное счастье — вот первое, что приходит на ум, когда читаешь Достоевского.

Его «маленький человек» уже не смешон и жалок, как, например, гоголевский Акакий Акакиевич: его герои — все эти «бедные люди» — по-настоящему несчастны в своей нищете и беспомощности и не вызывают иных эмоций, кроме глубокого сострадания и сочувствия к их судьбе.

В романе «Бедные люди» рассказывается о жизни мелкого чиновника Макара Девушкина и Вареньки. Каждый из них в полной мере испытал на себе все тяготы нищеты и социального притеснения. Для более полного раскрытия психологии персонажей, их чувств и переживаний автор избрал форму романа в письмах.

Достоевский показывает нам внутренний мир героев, их тайное стремление к прекрасному и благородному, и одновременно он помещает их в среду таких же «бедных людей» — обитателей петербургских трущоб. Таким образом, писатель обращает наше внимание на стихийную предопределённость жизни «маленьких людей», закономерность развития их социальной и жизненной трагедии.

Творческим продолжением и углублением темы «маленького человека» явился роман «Преступление и наказание». В нём писатель показал ту жестокую правду жизни, невольным свидетелем которой был он сам.

Обращаясь к психологическим причинам, толкающим человека на совершение греха («преступления»), Достоевский опять же рисует картины жизни петербургских трущоб, столь непохожих на парадную роскошь этого города.

Нищета и пороки поселились здесь, кажется, навсегда.

Писатель показывает нам нескончаемую полосу человеческих страданий, из которых, на первый взгляд, нет выхода. Осознание этой безысходности, по моему мнению, особенно выразительно писатель показывает в монологе Мармеладова: «…бедность не порок, это истина…

Важно

Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто.

За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».

Однако на этом мрачном и отвратительном фоне мы видим пример настоящего душевного подвига — самоотверженость Сони Мармеладовой, «вечной Сонечки».

Движимая только любовью к своим близким, только стремлением спасти их от голодной смерти, она вынуждена торговать своим телом. В этом её выборе, по мнению автора, нет греха, поскольку он оправдан гуманной целью.

Именно Сонечка Мармеладова выступает в романе носительницей той нравственной чистоты и красоты, которая, по словам самого писателя, «спасёт мир».

Но чистота души вовсе не является чертой, непременно присущей «маленькому человеку» Достоевского.

Скорее наоборот: трудности и несправедливости жизни, пороки общества приводят таких людей, как Родион Раскольников, к болезненному протесту против существующей действительности. В основе такого протеста лежат антигуманные по своей сути идеи героя.

К ним следует отнести и теорию Раскольникова о сильной личности, о делении всего человечества на «имеющих право» и «тварей дрожащих». Следуя своей идее, герой преступает черту и становится убийцей.

Совет

Духовное перерождение Раскольникова, начавшееся в финале романа, выражает надежду Достоевского на возможность спасения человека от нравственной гибели. В любви к ближнему писатель видит высшую форму гуманизма и одновременно путь к спасению. По сути, для Достоевского нет «маленьких» и «больших» людей: все люди имеют общего Отца, и потому жизнь каждого из них — высшая ценность в этом мире.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/tema_malenkogo_cheloveka_v_tvorchestve_dostoevskogo_sochinenie/66-1-0-1809

«Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — Сочинения

Величие человека – понятие слишком неустойчивое. Кто такой великий человек? А кто маленький? И возможно ли разделение общества на «Наполеонов» и «тварей дрожащих» — тема, которая стала сквозной в творчестве Достоевского, в очередной раз поднимается в «Преступлении и наказании».

Туманный и дождливый Петербург становится декорацией, на фоне которой разворачиваются человеческие трагедии. Главные герои – ничем неприметные «маленькие» люди, не чиновники или аристократы, а и вовсе опустившиеся граждане. Но не все так просто, как кажется.

Родион Раскольников – ключевая фигура романа – влачит полуголодное существование, не может оплатить квартиру, из-за чего решается на тяжкое преступление. Бедность толкает его также заложить подарок – кольцо от своей сестры.

Но убийство, которое совершил Родион – не просто отчаянная попытка выжить. Это еще и желание преодолеть себя. «Тварь ли я дрожащая», повторяет Раскольников, — «или право имею»? Таким образом молодой человек словно впускает себя в другой мир – мир избранных.

Но он не знает, что не сможет справиться с грузом раскаяния, который свалится на него после.

Проблема маленького человека в этом романе плавно перетекает в проблему выбора. Ведь разве это приговор? Мы видим Соню Мармеладову, ее отца, мачеху. Отец, загнанный системой в угол, не находит лучшего решения всех проблем, чем алкоголь.

Он спивается, оставляя собственных детей без будущего. Екатерина Ивановна, его жена, на первый взгляд, сохранила остатки человечности, однако, её больше заботит собственное прошлое, чем участь приемной дочери и родных детей.

Она упивается воспоминаниями о волшебном прошлом, умирая от чахотки.

Обратите внимание

Но в Соне Мармеладовой мы видим совершенно другой подход к жизненному выбору. В трудной жизненной ситуации она выбрала путь, назад из которого дороги нет – «желтый» билет.

Но назвать ее бедной духом и «маленькой» женщиной нельзя. Она ищет спасение в духовности, ее внутренней силы хватает на всю семью, вместе с Раскольниковым.

Соня даёт надежду собственным примером: в любой жизненной ситуации можно сохранить себя.

Отдельного разговора достойна сестра Раскольникова, которая готова выйти замуж за нелюбимого человека, только бы помочь брату. Это тоже выбор, и выбор сильного человека, который ставит интересы родных выше собственных.

Таким образом, проблема «маленького человека» в романе Достоевского тесно перекликается с проблемой жизненного выбора. Мы видим, что в любой жизненной ситуации человек сам строит свою судьбу, и никогда не поздно взять ее в свои руки.

Источник: https://sochinenienatemu.com/prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskij/malenkie-lyudi-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-nakazanie/

Ссылка на основную публикацию