Образ и характеристика савельича в «капитанской дочке» пушкина

Образ Савельича в повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкина :

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» один из основных. Эта историческая повесть А. С. Пушкина давно вошла в круг детского чтения и школьные программы. Она изучается и анализируется, в частности, подробно рассматриваются главные и второстепенные персонажи. В этой статье мы поговорим об одном из ключевых героев произведения.

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка»

Савельич – второстепенный персонаж повести. Несмотря на то, что он не является главным действующим лицом, его образ очень важен для понимания произведения.

Наш герой – дворовый человек, крепостной. У дворян была традиция приставлять к своим детям слугу. И когда Петрушка Гринев достиг пятилетнего возраста, к нему приставили Савельича, который до этого служил стремянным. Слуга очень привязался к маленькому баричу, который буквально вырос на его глазах.

Савельич понимает, что на нем лежит ответственность за судьбу молодого человека. Но не только долг перед родителями Гринева являются тому причиной. Слуга искренне любит Петрушку, по-отечески заботится о нем и беспокоится о его будущем. Жизнь Савельича посвящена служению барину, другого пути он не знает.

Описание внешности

Начнем с характеристики внешности разбирать образ Савельича в повести «Капитанская дочка». Вот как говорит о нем Петрушка: «стремянному… за трезвое поведение пожалованному в дядьки мне». О внешности Савельича известно немного, он уже немолодой мужчина – «старик» с «седой головой». Одет он, как и все крепостные, одежда его простая и поношенная.

Речевая характеристика

Речь Савельича в повести «Капитанская дочка» позволяет отчасти понять характер этого героя. Вот как он говорит о своем господине: «дитя причесан, умыт, накормлен». То есть он воспринимает Петрушку как ребенка и относится к нему соответственно. Вот как он к нему обращается: «свет ты мой», «бежал заслонить тебя грудью от шпаги».

С другой стороны, Савельич считает себя рабом, верным слугой: «я раб ваш», «я верный слуга, а не старый пес», «всегда усердно вам служил», «кланяюсь рабски», «верный холоп ваш».

Речь героя изобилует просторечиями и не всегда правильна с точки зрения законов русского языка. Это и неудивительно, так как он из крепостных, поэтому Пушкин приближает его как можно ближе к народу. В конце концов, Савельич является как раз собирательным образом русского человека.

Характер Савельича

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» очень многогранен. Это не шаблонный персонаж, а полнокровная личность со своими представлениями о чести, порядке и законе.

Перечислим основные черты, которые характеризуют этого персонажа:

  • Преданный, верный, ответственный и заботливый слуга.
  • Добрый – эту характеристику дает ему сам автор: «добрый дядька».
  • Он не пьет, что для крестьян было большой редкостью.
  • Хозяйственный – он закупает все необходимое для своего барина, следит за его одеждой и содержит комнату в чистоте.
  • Любит поучать молодого хозяина – его нельзя было унять, если он «примется за проповедь».
  • Очень упрям – «не переспорить упрямого старика», «зная упрямство дядьки…».
  • Ворчлив – «опять заворчал».
  • Недоверчив – «посматривал подозрительно».
  • Большой любитель поспорить и поторговаться.

У Савельича собственные представления о долге и чести. Когда его молодой барин напивается и сильно проигрывается, он говорит, что Петрушка не должен платить денег. С одной стороны, это нарушение дворянской чести, а с другой – справедливость. Ведь те, с кем Гринев играл, воспользовались его молодостью и опьянением. Поэтому Савельич хочет поступить так, как велит ему житейская мудрость.

Несмотря на всю свою заботу, слуга не слышит от своего молодого господина даже слова благодарности. И что самое удивительное, не ждет этого. Савельич даже не считает, что нуждается в каком-то поощрении. Так полагают и все остальные крепостные люди.

Спасение жизни

Полная характеристика Савельича в повести «Капитанская дочка» невозможна без анализа эпизода сражения Гринева со Швабриным. Слуга готов заслонить своего хозяина и сам погибнуть от рук негодяя. Он вмешивается в дуэль молодых господ, а потом рассказывает обо всем родителям Гринева. Делает он это не со зла, а потому что считает, что так правильно.

И какое же вознаграждение он получает за это? Петрушка выговаривает Савельичу за то, что он рассказал все родителям. А затем уже старший Гринев обвиняет слугу в том, что он не донес раньше, до того, как дуэль состоялась. При этом присутствовал и сам молодой барин, но даже не подумал о том, чтобы вступиться за преданного старика.

Другой яркий момент – приказ Пугачева повесить Гринева. Услышав об этом решении, Савельич падает к ногам тирана, умоляя пощадить «дитя». Взамен он готов отдать свою жизнь. При этом он взывает к логике, говоря, что не будет Пугачеву толку в смерти Гринева, а за живого можно попросить выкуп. Это свидетельствует о том, что слуга совсем неглуп.

Благодаря этому заступничеству Гринев остается жив. Но даже слова благодарности не слышит от него Савельич.

Значение образа Савельича в повести «Капитанская дочка»

Савельич в первую очередь является отражением положительных народных качеств. В этом отношении значение персонажа для повести совершенно определено. Через него Пушкин характеризует всех крепостных. Кроме того, через этот образ писатель пытается раскрыть несправедливое отношение к этим подневольным людям и их рабскую покорность подобной несправедливости.

Савельич противопоставляется совсем другой части народа – тем, кто присоединился к Пугачеву. Эти люди способны только на грабеж и жестокость, они предают своего предводителя в случае первой же опасности. Они противопоставлены Савельичу во всем.

Герой воплощает в себе все положительные качества, которыми наделен русский народ. Он верен, готов пожертвовать собой, бескорыстен, честен. С другой стороны, образ Савельича очень трагичен. Драма персонажа заключается в том, что все его старания и хорошие поступки остаются незамеченными и неоцененными.

Обратите внимание

Описание Савельича в повести «Капитанская дочка» – своеобразное воззвание к дворянам, которые привыкли к рабской покорности своих слуг и стали воспринимать ее как должное. Пушкин призывает их вспомнить о том, что крепостные тоже люди и заслуживают хоть немного уважения.

Источник: https://www.syl.ru/article/310747/obraz-savelicha-v-povesti-kapitanskaya-dochka-a-s-pushkina

«Капитанская дочка» образ Савельича

Савельич в повести «Капитанская дочка» — не главный герой, но все же за его участь читатель тоже переживает.

Описание Савельича в «Капитанской дочке»

Совет

В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего дворового. «Савельич — чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести»,— хорошо сказал один из писателей — современников Пушкина.

В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Всё лучшее в Гринёве воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гринёву. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца.

Савельич — раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринёва. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин.

Образом Савельича Пушкин протестует против крепостного права.

Характеристика Савельича поможет понять его внутренний мир, его переживания, он — крепостной, у него сознание раба, он не может вести полноценную жизнь, ибо живет жизнью своего хозяина.

Савельич — подневольный человек, смиренный и преданный своему господину. Он умен, исполнен чувства собственного достоинства и чувства долга. На нем лежит огромная ответственность — он занимается воспитанием мальчика, при этом испытывая к нему поистине отцовские чувства. Таков портрет Савельича, если рассматривать этот образ поверхностна.

Подробное знакомство с Савельичем начинается после отъезда Петра Гринева из дома. Автор постоянно создает ситуации, в которых главный герой совершает проступки, оплошности. И только верный Савельич всегда помогает, спасает, сглаживает ситуацию.

Показателен хотя бы случай с Зуриным, когда Гринев напивается и проигрывает сто рублей. Савельич, уложивший барина спать, позаботившийся о нем, не желает отдавать деньги, ведь на него возложена ответственность за барского сына.

Но Гринев заставляет его заплатить долг, аргументируя это тем, что хозяин волен делать, что хочет, а слуга обязан выполнять его приказания. Такова мораль, привитая воспитанием, причем как барину, так и слуге.

Савельич не единожды выручает своего барина, но при этом никогда не слышит слов благодарности. Он не удивляется этому, ведь так повелось испокон веков. Ему и в голову не приходит, что может быть иначе.

Важно

В некоторых случаях Савельич без всяких колебаний готов пожертвовать своей жизнью ради барина. Вспомним тот эпизод, когда он бежал к месту дуэли со Швабриным, чтобы заслонить своего воспитанника грудью.

Что же получает он в ответ? Только незаслуженные обвинения в том, что донес о поединке родителям! Более того, и с другой стороны, со стороны Гринева-старшего, слугу обвиняют, но только в обратном — в том, что он не донес о дуэли!

Петр Гринев в этой ситуации даже не задумался о том, чтобы написать отцу и защитить преданного Савельича. Старый слуга сам пишет письмо, в котором проявляет смирение и покорность воле барина.

А ведь для этого ему пришлось подавить свое человеческое достоинство, гордость, заглушить в себе обиду, забыть нанесенные оскорбления.

Это вызывает и восхищение, и острую жалость к достойному человеку, задавленному крепостным правом.

Наконец, Савельич в буквальном смысле совершает подвиг, когда бросается в ноги IПугачеву с просьбой пощадить барина. Он готов занять место Гринева па виселице. В этот момент он меньше всего думает о своей жизни, его волнует только судьба барина. Самое страшное, что Гринев остается абсолютно равнодушен к самоотверженному поступку своего слуги, а Савельич принимает это равнодушие как должное.

Когда начался народный бунт, Савельич остался предан своим хозяевам, почитая Пугачева «злодеем» и «разбойником». Хотя, казалось бы, Пугачев защищал права Савельича, был его заступником.

Но преданность хозяевам уже въелась в душу старого крепостного и подавляла естественное человеческое стремление к свободе. Пугачев и Савельич — оба выходцы из народа.

Совет

Но насколько разнятся их характеры! Это особенно ярко проявилось в сцене, когда Савельич подает предводителю мятежников «реестр барскому добру».

Сцена производит сильное впечатление. Пугачев возвышается над толпой, играя императора. В это время выходит Савельич и подает ему список. Тут очень интересна одна деталь: крепостник Савельич умеет писать, а вот Пугачев не может прочесть бумагу, ему приходится прибегнуть к помощи приближенных.

Этот эпизод, как ни странно, вовсе не унижает Пугачева в глазах читателя и не делает его смешным, а по-доброму раскрывает его духовный мир. Не унижается и Савельич. Напротив, в этом эпизоде в очередной раз раскрываются как его преданность хозяевам, так и высокие личные достоинства, в том числе смелость.

Он готов снова поставить себя под удар, чтобы защитить то, что считает себя обязанным защищать. В данном случае это барское имущество, но с точно такой же самоотверженностью Савельич жертвовал собой и за жизнь хозяина. Сцена заканчивается тем, что Пугачев уходит, весь народ следует за ним.

Савельич остается один с реестром в руках. А ведь он только что вновь совершил подвиг. И вновь никто этого не заметил. Видимо, такова судьба слуги — его высокие порывы воспринимаются как нечто должное.

Иногда эти порывы смешны, иногда досадны для господина, но никогда, ни в едином случае не были они оценены по достоинству.

Писатель сочувствует Савельичу. Раскрывая его драму, рассказывая о его бесчисленных незамеченных жертвах, он заставляет и нас, читателей, полюбить старика.

В своей повести Пушкин показал не только свободолюбие и мятежность народа, но и обратную сторону медали — смиренность и послушание некоторых его представителей, в том числе Савельича. У старика отсутствует самосознание, поскольку он находится во власти традиций.

Обратите внимание

Савельич живет интересами своего хозяина, не считаясь с собственными, да у него и нет собственных интересов. Уклад жизни, который сложился в доме Гриневых, представляется ему единственно возможным. Его положение определено изначально, поэтому он и не может ответить на обиду.

Читайте также:  Анализ рассказа толстого «кавказский пленник»

В этом заключается трагизм образа Савельича, а если взглянуть шире трагизм всего русского народа, столетиями тянувшего лямку крепости ичестна.

Источник: http://ktoikak.com/kapitanskaya-dochka-obraz-savelicha/

Образ Савельича в повести

Искусство и развлечения 19 июля 2015

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» создан А.С. Пушкиным неслучайно, он олицетворяет собой национальный русский характер наравне с капитаном Мироновым, окружением Пугачева. Попробуем вспомнить, каков был этот верный и преданный слуга семьи Гриневых.

Портрет Савельича

Как вы, наверное, помните, Савельич – это дворовый, слуга Петруши Гринева, которого отец приставил к нему. Нельзя не отметить, что он как минимум неглуп, при этом бесконечно предан своему хозяину. Савельич воспитан, чтобы служить барину, он не умеет жить по-другому.

На этом немолодом человеке лежит серьезная ответственность, ведь он как верный и преданный слуга отвечает за Петра Гринева перед его родителями. Савельич испытывает к своему воспитаннику почти отцовские чувства. Он бесконечно заботится о нем, переживает за молодого барина.

Рассмотрим подробнее образ Савельича в повести «Капитанская дочка». Сочинение на эту тему не может обойтись без слов о преданности и верности старого слуги господам.

Подробное знакомство

Более подробный рассказ о Савельиче начинается с того момента, как Петруша Гринев покидает отчий дом.

Многое о характере этого человека рассказывает случай, когда Гринев напивается и проигрывает деньги. Савельич не считает нужным платить долг, но молодой барин заставляет его сделать это и, не стесняясь, выговаривает преданному пожилому слуге, что его обязанность – повиноваться и исполнять барскую волю.

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» по плану и замыслу Пушкина – типичный для того времени портрет крепостного, преданного господам.

Удивительно, но за все повествование этот верный слуга не слышит от молодого барина и слова благодарности, и, что характерно, у него не возникает ни малейшей обиды.

Савельич и представить себе не может, что к человеку его происхождения возможно какое-то иное отношение.

Видео по теме

Готовность пожертвовать жизнью ради воспитанника

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» раскрывается еще более полно, когда жизни Петра Гринева угрожает опасность. Старый слуга готов был сам умереть от рук Швабрина, заслонив молодого барина грудью.

В благодарность он получает только обвинения в доносе родителям. Отец Петруши, со своей стороны, винит старика в том, что он не сообщил о дуэли.

Молодой Гринев в такой ситуации не считает нужным заступиться за этого преданного ему человека.

Савельич и Пугачев

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка», сочинение об этом персонаже не может обойти вниманием такой яркий эпизод, со всей своей полнотой раскрывается тогда, когда старый слуга кидается в ноги Емельяну Пугачеву.

Он молит самозванца избавить своего молодого барина от виселицы и готов сам занять его место. Собственная жизнь, кажется, совсем не дорога ему. Увы, Петруша Гринев воспринимает как должное даже такой поступок Савельича.

Слуга, в свою очередь, также не удивляется подобной холодности и равнодушию со стороны барина.

Образ народа в «Капитанской дочке»

Образ народа представлен в романе и с отрицательной стороны. Сподвижники Емельяна Пугачева, например, способны украсть, жестоки по отношению к дворянству, готовы предать своего предводителя, в чем тот не сомневается.

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» – это олицетворение наиболее привлекательных черт русского характера, который отличается прямотой, верностью, готовностью к самопожертвованию.

Еще три персонажа, олицетворяющие собой народ, – это капитан Миронов, его жена и дочь. Они простодушны, добры, сердечны, гостеприимны. Поведение главы семьи, Ивана Кузьмича, продиктовано чувством долга перед Отечеством.

Важно

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» воплощает те положительные народные черты, которые присущи лучшим представителям крестьянского сословия. Он безропотно несет службу, его преданность семье Гриневых не знает границ, однако он никогда не слышит и слова благодарности, как правило, ему достаются оскорбления и брань.

Савельич, также как и капитан Миронов, привык беспрекословно выполнять указы. Для пожилого слуги на первом месте приказы барина, для Миронова – распоряжения правительства. Такие люди никогда не окажут сопротивления власти, так жили их деды и прадеды, только такой образ жизни кажется им единственно возможным.

Итак, удивительно ярко представлен образ Савельича в повести «Капитанская дочка». Краткое содержание произведения вряд ли поможет нам составить полное впечатление об этом преданном слуге, и наверняка мы сможем прочитать о нем лишь несколько пространных фраз.

Образ Савельича, несмотря на его второстепенный характер, запоминается удивительно хорошо. Он умен и смекалист, предан и честен. Это дворовый, который испытывает к молодому барину поистине отеческие чувства и с готовностью отдаст за него собственную жизнь.

Благодаря этому персонажу А.С. Пушкин раскрывает драматичную судьбу простого русского крестьянина в самодержавной России, который готов на все ради господ и не ждет благодарности.

Доброта, ум, покорность, самоотверженность Савельича делают этого героя любимым многими читателями.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/127076/

Характеристика образа Савельича в «Капитанской дочке»

Когда Савельич узнает о дуэли Гринева с Швабриным, он мчится к мосту дуэли с намерением защитить своего барина. «Бог видит, бежал я своей грудью от шпаги Алексея Ива не только, но поблагодарил старика, но его в доносе родителям.

Если бы не Савельича в момент суда и повешен. Вот как он сам сцепе: «Вдруг услышал я крик: «Пост погодите!..» Палачи остановились. Гл. лежит в ногах у Пугачева бедный дядька.

– Что тебе в нем Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили». Савельич: совершил подвиг. Он готов был запять место Гринева под виселицей.

Барин остался глух к самоотверженному поступку старика. Бессознательно усвоенное право крепостника распоряжаться чужой жизнью делало его равнодушным.

Совет

С наибольшей полнотой характер Савельича и природа его смиренности раскрываются в эпизодах, связанных с дуэлью. Гринев-отец, узнав о дуэли сына, пишет Савельичу грозное и оскорбительное письмо. Гринев-сын обвиняет старика в доносе. Особенность созданной Пушкиным ситуации состоит в том, что Савельича обвиняют и оскорбляют ни за что.

Письмо Гринева-старшего – письмо помещика, действующего по произволу: «Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку».

На дуэль вызывает дворянин Гринев, другой дворянин – Швабрин – тайно и подло доносит родителям своего соперника, а отвечает за все безответный, ни в чем не виноватый Савельич. Узнав правду, Петр Гринев не считает нужным написать отцу и защитить верного ему человека.

Письмо пишет сам Савельич. Письмо это – замечательный образец пушкинского проникновения в психологию, обнаруживающую глубинные чувства человека.

«Государь Андрей Петрович, отец наш милостивы и! Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гиеваться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний; а я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос…». «А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски. Верный холоп ваш Архип Савельев».

Письмо дышит смирением и покорностью «верного холопа», и в го же время оно глубоко печально: оскорбленный человек проявляет искреннюю заботу о матери Петра Гринева, которая «с испуга слегла»; он успокаивает и утешает барыню, сообщая о здоровье ее сына после ранения, обещает «за ее здоровье бога молить.

За готовностью принять барское наказание («свиней пасти») мы чувствуем затаенную обиду оскорбленного человека. Это понял Гринев: «Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.

Я просил у него прощения; но старик был неутешен. «Вот до чего я догнил,- повторял он,- вот каких милостей дослужился от своих господ! Я и старый пес, и свинопас, да я ж и причина твоей раны»…

» Образ Савельича открывал великую истину:  смирение не добродетель, по судьбе воспрянули духом, преступили закон, который обездоливал их, бросили вызов господам и власти.

Савельич видит восстание, знает самого Пугачева, но он глух к провозглашенной мятежниками вольности, он слеп к событиям и судит о них с позиций своих хозяев. Оттого Пугачев для него «злодей» и «разбойник».

Обратите внимание

Масштабы интересов Пугачева и Савельича несоизмеримы. Но, защищая разграбленное добро, Савельич по-своему прав. И, главное, читателя не может оставить равнодушным смелость и самоотверженность старика. Дерзко и бесстрашно обращается он к самозванцу, не думая, чем грозит ему требование вернуть вещи, «раскраденпые злодеями».

Еще и еще раз мы становимся свидетелями самоотверженности Савельича – то бежал, чтобы подставить грудь под удар шпаги Швабрииа, то предлагал Пугачеву повесить себя вместо Гринева, а теперь вот отстаивает добро своего воспитанника.

В этом проявлялось уже не холопство, но высокие достоинства личности Савельича, его преданность любимому человеку.

Источник: https://www.school-essays.info/xarakteristika-obraza-savelicha-v-kapitanskoj-dochke/

«Капитанская дочка». Савельич и Пётр Гринёв на страницах романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

В «Капитанской дочке» мы встречаем поистине русские характеры, которым наравне с благородством, достоинством, честью присущи и привитые веками бесправного положения смиренность, рабская психология. Эти черты заметны в Савельиче.

Автор правдиво показывает образ Савельича, дядьки Гринева, крепостного крестьянина в разных жизненных ситуациях, давая возможность герою проявить все присущие ему качества. Савельич заботился о маленьком барине, как о собственном сыне: переживал, когда Петруша болел, возмущался, когда юному Гриневу был выписан для обучения француз.

А когда Гринев достиг совершеннолетия и был отправлен служить отечеству, Савельич повсюду следовал за ним и даже не единожды спасал от смерти.<\p>

Савельич — подневольный человек, смиренный и преданный своему господину. Он умен, исполнен чувства собственного достоинства и чувства долга.

На нем лежит огромная ответственность — он занимается воспитанием мальчика, при этом испытывая к нему поистине отцовские чувства.

“Капитанская дочка” – повесть, в которой Савельич показан не как унижающийся перед господами слуга.

Так, в ответ на несправедливые и грубые упреки Гринева-отца он в своем письме называет себя “верный ваш слуга”, “раб”, как это было принято в то время при обращении к господам крепостных. Однако тон письма этого героя проникнут чувством человеческого достоинства.

Душевное богатство, внутреннее благородство его натуры полностью раскрывается в глубоко человеческой и совершенно бескорыстной привязанности одинокого, бедного старика к своему воспитаннику Петруше.

Важно

Поначалу Петруша – беспечный и легкомысленный помещичий сынок, бездельник-недоросль, мечтающий о легкой, исполненной всяческих удовольствий жизни столичного гвардейского офицера.

Все эти черты его характера наглядно выступают в эпизоде встречи в Симбирске с гусарским офицером Зуриным и в обращении, в связи с этим, с преданным ему не за страх, а за совесть Савельичем. Подражая взрослым, он грубо и несправедливо ставит Савельича на «подобающее», как это ему кажется, место крепостного слуги, раба.

«Я твой господин, а ты мой слуга… советую не умничать и делать то, что тебе приказывают», – говорит он Савельичу. Опека старика порой тяготит Петра: «…я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребенок». Он кричит на Савельича и в то же время сознает, что кругом неправ и ему глубоко «жаль бедного старика».

Петру становится стыдно, что он так грубо обошелся со стариком, искренне к нему привязанным, неустанно пекущемся о нем. В том, что он сам просит прощения у своего слуги, раскрывается его настоящая сущность: умение признать свою вину, его искренность и доброе отношение к Савельичу.

<\p>

Всем своим поведением позднее Петр Андреевич Гринев доказал свою верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью, как бы ни было самое понятие чести и долга определено и ограничено его классовыми, дворянскими предрассудками.

В своей повести «Капитанская дочка» Пушкин показал, как постепенно преображается личность его героя. От природы в нем заложено много достойных качеств, но подлинного раскрытия они достигают только в жизненных испытаниях, и мы видим, как легкомысленный юноша, почти мальчик, становится мужчиной, зрелым человеком, способным отвечать за свои поступки.

Читайте также:  Анализ эпизода «небо аустерлица» из романа «война и мир»

Вы также можете заказать любое сочинение или эссе и получить его в сжатые сроки.

ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Источник: https://gdzplus.com/sochineniya/pushkin/1311-14.html

Образ Савельича в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

В. Ф. Одоевский после прочтения «Капитанской дочки» писал: «Савельич чудо! Это лицо самое трагическое…

» Почему же, в самом деле, когда читаешь киигу, так жаль становится Савельича, ведь он прошел через все испытания и несчастья, выпавшие на долю его и Гринева? Ответ только один: Савельич — крепостной, у него сознание раба, он не может вести полноценную жизнь, ибо живет жизнью своего хозяина.

Савельич — подневольный человек, смиренный и преданный своему господину.

Он умен, исполнен чувства собственного достоинства и чувства долга. На нем лежит огромная ответственность — он занимается воспитанием мальчика, при этом испытывая к нему поистине отцовские чувства. Таков портрет Савельича, если рассматривать этот образ поверхностна.

Подробное знакомство с Савельичем начинается после отъезда Петра Гринева из дома. Автор постоянно создает ситуации, в которых главный герой совершает проступки, оплошности. И только верный Савельич всегда помогает, спасает, сглаживает ситуацию.

Показателен хотя бы случай с Зуриным, когда Гринев напивается и проигрывает сто рублей. Савельич, уложивший барина спать, позаботившийся о нем, не желает отдавать деньги, ведь на него возложена ответственность за барского сына.

Но Гринев заставляет его заплатить долг, аргументируя это тем, что хозяин волен делать, что хочет, а слуга обязан выполнять его приказания. Такова мораль, привитая воспитанием, причем как барину, так и слуге.

Совет

Савельич не единожды выручает своего барина, но при этом никогда не слышит слов благодарности. Он не удивляется этому, ведь так повелось испокон веков. Ему и в голову не приходит, что может быть иначе.

В некоторых случаях Савельич без всяких колебаний готов пожертвовать своей жизнью ради барина. Вспомним тот эпизод, когда он бежал к месту дуэли со Швабриным, чтобы заслонить своего воспитанника грудью.

Что же получает он в ответ? Только незаслуженные обвинения в том, что донес о поединке родителям! Более того, и с другой стороны, со стороны Гринева-старшего, слугу обвиняют, но только в обратном — в том, что он не донес о дуэли!

Петр Гринев в этой ситуации даже не задумался о том, чтобы написать отцу и защитить преданного Савельича. Старый слуга сам пишет письмо, в котором проявляет смирение и покорность воле барина.

А ведь для этого ему пришлось подавить свое человеческое достоинство, гордость, заглушить в себе обиду, забыть нанесенные оскорбления.

Это вызывает и восхищение, и острую жалость к достойному человеку, задавленному крепостным правом.

Наконец, Савельич в буквальном смысле совершает подвиг, когда бросается в ноги IПугачеву с просьбой пощадить барина. Он готов занять место Гринева па виселице. В этот момент он меньше всего думает о своей жизни, его волнует только судьба барина. Самое страшное, что Гринев остается абсолютно равнодушен к самоотверженному поступку своего слуги, а Савельич принимает это равнодушие как должное.

Когда начался народный бунт, Савельич остался предан своим хозяевам, почитая Пугачева «злодеем» и «разбойником». Хотя, казалось бы, Пугачев защищал права Савельича, был его заступником.

Обратите внимание

Но преданность хозяевам уже въелась в душу старого крепостного и подавляла естественное человеческое стремление к свободе. Пугачев и Савельич — оба выходцы из народа.

Но насколько разнятся их характеры! Это особенно ярко проявилось в сцене, когда Савельич подает предводителю мятежников «реестр барскому добру».

Сцена производит сильное впечатление. Пугачев возвышается над толпой, играя императора. В это время выходит Савельич и подает ему список. Тут очень интересна одна деталь: крепостник Савельич умеет писать, а вот Пугачев не может прочесть бумагу, ему приходится прибегнуть к помощи приближенных.

Этот эпизод, как ни странно, вовсе не унижает Пугачева в глазах читателя и не делает его смешным, а по-доброму раскрывает его духовный мир. Не унижается и Савельич. Напротив, в этом эпизоде в очередной раз раскрываются как его преданность хозяевам, так и высокие личные достоинства, в том числе смелость.

Он готов снова поставить себя под удар, чтобы защитить то, что считает себя обязанным защищать. В данном случае это барское имущество, но с точно такой же самоотверженностью Савельич жертвовал собой и за жизнь хозяина. Сцена заканчивается тем, что Пугачев уходит, весь народ следует за ним.

Савельич остается один с реестром в руках. А ведь он только что вновь совершил подвиг. И вновь никто этого не заметил. Видимо, такова судьба слуги — его высокие порывы воспринимаются как нечто должное.

Иногда эти порывы смешны, иногда досадны для господина, но никогда, ни в едином случае не были они оценены по достоинству.

Писатель сочувствует Савельичу. Раскрывая его драму, рассказывая о его бесчисленных незамеченных жертвах, он заставляет и нас, читателей, полюбить старика.

Важно

В своей повести Пушкин показал не только свободолюбие и мятежность народа, но и обратную сторону медали — смиренность и послушание некоторых его представителей, в том числе Савельича. У старика отсутствует самосознание, поскольку он находится во власти традиций. Савельич живет интересами своего хозяина, не считаясь с собственными, да у него и нет собственных интересов. Уклад жизни, который сложился в доме Гриневых, представляется ему единственно возможным. Его положение определено изначально, поэтому он и не может ответить на обиду. В этом заключается трагизм образа Савельича, а если взглянуть шире трагизм всего русского народа, столетиями тянувшего лямку крепости ичестна.
Похожие сочинения:<\p>

Источник: http://sochinenie5ballov.ru/essay_180.htm

Презентация “Каково место и значение образа Савельича в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?”

Каково место и значение образа Савельича в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Автор: Валюк Екатерина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №5 г. Вязьмы<\p> 1.Крепостной Савельич в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» является второстепенным персонажем. Но он необходим для наиболее полного и точного отражения многообразия общества того времени. 2.

Показывая в образе Савельича простого человека, наделенного высокими моральными качествами, Пушкин поднимает тему крепостничества, говоря, что крепостной – это такая же личность, как и его хозяин. 2.

1 Будучи подневольным, смиренным, преданным своему господину, Савельич умен, исполнен чувства собственного достоинства, чувства долга. Слуга готов пожертвовать жизнью ради своего воспитанника.

Художник<\p>

Г. С. Дмитриева

Дуэль Швабрина и Гринева. Художник Г. С. Дмитриева   «Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств». С.В. Герасимов. Иллюстрация к «Капитанской дочке»
Вдруг услышал я крик: “Постойте, окаянные! погодите!..” Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева». 2.2. Являясь второстепенным персонажем, Савельич помогает нам полнее раскрыть образ главного героя – Петра Гринева.

  • Поступая наперекор мнению Савельича, как защитника собственности барина, Гринев проявляет благородные чувства, совершает великодушные поступки. Так он отдаёт вожатому заячий тулуп в благодарность за спасение: «Прошу не умничать,- сказал я своему дядьке, – сейчас же неси сюда тулуп».

«Его благородие мне жалует шубу со своего плеча…».<\p>

Художник А. Иткин

Вывод. Сюжетные взаимоотношения барина Гринева со слугой Савельичем помогают А.С. Пушкину акцентировать наше внимание на вопросе глубокой связи дворянства и народа. В проблематике романа этот вопрос занимает одно из центральных мест.  

Гринев, Савельич и Швабрин. “Поединок”.

Художник В. Сысков <\p> Словарь литературных терминов

  • Персонаж – общее название любого действующего лица литературного произведения. П. подразделяются на главных, второстепенных, эпизодических, внесценических (в пьесах).
  • Художественный образ – это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. 
  • Проблематика – совокупность заявленных в художественном произведении проблем, то есть острых жизненных противоречий, стоящих перед 
  • художником и его персонажами и требующих своего разрешения по мере развертывания произведения..

Список используемых источников

http://rvb.ru/pushkin/01text/06prose/01prose/0869.htm

http://www.literaturus.ru/2015/09/illjustracii-kapitanskaja-dochka-kartinki-risunki.html<\p>

http://pedsovet.su/load/387-1-0-43686

http://www.literaturus.ru/2015/09/illjustracii-kapitanskaja-dochka-kartinki-risunki.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/79574

https://slovar.cc/lit/term/2145051.html

<\p>

Источник: http://uchitelya.com/literatura/57351-prezentaciya-kakovo-mesto-i-znachenie-obraza.html

Швабрин: образ и характеристика героя из “Капитанской дочки” Пушкина

Одним из героев повести «Капитанская дочка» является разжалованный офицер Швабрин Алексей Иваныч, как его представила Гриневу капитанша.

Пушкин дает портрет Швабрина одной строкой: «Офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым», — так описывает автор его внешность. Но гораздо важнее оказываются его внутренние качества.

Он умен, образован, но для него честь и порядочность – забытые понятия. Этот человек не достоин носить звание русского офицера.

Швабрин понятия не имеет, что значит любить. Поэтому Маша, несмотря на недостаток женихов, не прельстилась на его ухаживания и отказалась выйти замуж. Она в глубине души почувствовала его глубокую непорядочность. И чем Швабрин отплатил за ее отказ? Он старался всячески опорочить ее в глазах других.

Причем делал это «за глаза» когда ни супруги Мироновы, ни сама Мария слышать его не могли. И не важно, какими он руководствовался мотивами – желанием отомстить за отказ, или отгородить от Маши потенциальных женихов, сам факт подобного очернения девушки говорит о низости швабринской души. Впрочем, этот человек хулил не только Машу.

Он, как баба деревенская, сплетничал о капитанше и других обитателях крепости, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести.

Следующий эпизод, раскрывающий образ Швабрина не с лучшей стороны – это ссора с Гриневым и последующая дуэль. Петр Андреевич написал песенку. По сути это было легкое, стихотворное баловство, которым он захотел по молодости лет похвалиться перед Швабриным.

Совет

Более опытный отставной офицер высмеял молодого поэта и в очередной раз оклеветал Машу, упрекнув ее в продажности. Юноша, успевший за время службы в крепости поближе познакомиться с дочерью капитана Миронова, вспылил и обозвал Швабрина лжецом и мерзавцем. На что Швабрин потребовал сатисфакции.

Перед испытанным дуэлянтом стоял мальчишка, и Швабрин был уверен, что легко разделается с ним. Он прекрасно знал, что дуэли среди дворян были запрещены, но мало беспокоился об этом, был уверен, что с помощью обмана и клеветы легко выкрутится из ситуации.

Будь перед ним опытный боец и фехтовальщик, вероятно Швабрин проглотил бы обиду, и отомстил бы исподтишка. Что, впрочем, он, впоследствии все равно сделает.

Но уроки французского гувернера, как оказалось, не прошли для Гринева даром, и «мальчишка» вполне прилично владел шпагой. Рана, которую Швабрин нанес Гриневу, была причинена в тот момент, когда Савельич окликнул своего хозяина, и тем самым отвлек его. Швабрин подло воспользовался моментом.

Пока Петр Андреевич лежал в горячке, противник настрочил анонимку его отцу, в тайной надежде, что старый воин подключит все свои связи и переведет любимое чадо из крепости.

Что ты видим в этом эпизоде с дуэлью, донос, клевета, удар, нанесенный, когда соперник отвернулся. Все эти черты присущи людям с низкой душой. Сюда можно добавить неверие в Бога. На Руси христианство, вера всегда было оплотом морали и нравственности.

Всю свою низость в полной мере Швабрин проявил во время захвата крепости разбойниками. В лице этого солдата, читатель не видит храброго воина. Он один из первых офицеров присягнул Пугачеву. Пользуясь своей «властью» и вседозволенностью, а также беззащитностью Маши, пытался склонить ее к женитьбе.

Но Маша ему была не нужна. Он просто бесился от того, что она его отвергла, а с Гриневым мило беседовала перед обедами, любила всей душой. Его целью было стремление разрушить счастье Гринева и Маши, возобладать той, которая его отвергла. В сердце Швабрина нет места любви.

В нем живут предательство, ненависть, доносительство.

Обратите внимание

Когда Швабрина арестуют за связь с Пугачевым, он оклеветал и Гринева, хотя знал прекрасно, что молодой человек не присягал разбойнику, и не был его тайным агентом.

Гриневу грозила Сибирь, и только мужество Маши, которая не побоялась поехать в Петербург к императрице, спасли молодого человека от каторги. Негодяй же понес заслуженное наказание.

Делая краткую характеристику образа Швабрина, следует отметить, что Пушкин ввел в «Капитанскую дочку» этого отрицательного героя не только с целью разнообразить сюжет, но и чтобы напомнить читателю, что, к сожалению, в жизни встречаются настоящие мерзавцы, способные отравить жизнь окружающим их людям.

Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/shvabrin.html

Сочинение про савельича в капитанской дочке. – Школьные Знания.com

 Повесть «Капитанская дочка» очень серьезное произведение.

И хоть в ней речь идет о важных лицах, но мы, в первую очередь, обратим внимание на героя, который никогда не будет сидеть на равных за богатым столом с боярами, и не будет кататься на собственной колеснице. Ведь его положения далеко от всей этой роскоши. Да и будучи самим собой, он вряд ли смог бы достичь чего-то подобного. 

       Впервые Савельич появляется перед нами в то время, когда Петру Андреевичу из семьи Гриневых исполняется пять лет. Это был крепостной слуга, который за хорошее поведение был удостоен новой должности дядьки. Теперь он стал воспитателем. И хоть до сих пор оставался слугой и не имел своей свободы, но ему больше не нужно было заниматься лошадью барина и другой тяжелой работой.  

Читайте также:  Анализ стихотворения м. ю. лермонтова «молитва» (1839)

       Итак, Савельич стал учить мальчика грамоте. После семи лет такой учебы, он выучил грамоту. Крепостной очень привык к Петру. Но идиллия длилась не долго. Отец мальчика нанял нового учителя.

По словам нашего героя, ему это явно не понравилось: «Слава богу…кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги…».

Савельич очень сильно был огорчен тем, что барину было мало своих людей: «… и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!»

       Наш герой по-настоящему стал ревновать мальчика, к которому так привык. Ему никак не хотелось, чтобы новый учитель французского и немецкого языков, стал для Петра Андреевича лучшим наставником, чем он сам. 

       Но скоро Савельич снова остался один с мальчиком. Гринев должен был уехать на службу. Сына взял с собой, а Савельич поехал в качестве няньки. Последний был так рад такому ходу событий, что постоянно читал морали Петру: «Вот видишь ли, Петр Андреич, каково подгуливать. И головке-то тяжело, и кушать-то не хочется.

Важно

Человек пьющий ни на что не годен… Выпей-ка  огуречного рассолу с медом…Не прикажешь ли?» В последней фразе не понятен до конца мотив Савельича. Он, то ли признает себя ниже мальчика, как слуга, то ли, наоборот, намекает на дружественные отношения. Наверное, и то и другое.

Савельич настолько прост и открыт, что заставляет читателей умиляться. 

       Также, анализируя образ Савельича стоит отметить, чтот тот был очень набожным человеком: «Бога ты не боишься, разбойник!», «Господи владыко», «Слава тебе, владыко!», «Бог видит…», «Господи царю небесный…», «…бога буду молить», «…сказал он перекрестившись», «побойся бога», «ради бога», « старик крестился, читая про себя молитву», «…почивай себе до утра, как у Христа за пазухой». Но, вместе с этим, в его устах часто появляются не очень красивые выражения: «пьяница оголелый», « проклятый мусье».

       Речь Савельича очень проста. Он часто говорит о самом себе. Но редко осуждает свои поступки. Он очень хороший слуга. В Савельиче никогда не было никаких злых умыслов против своего господина. Больше того, он готов был отдать жизнь ради Гринева. Даже когда пришел момент расстаться с хозяином, тот нашел себе утешение в том, что будет теперь служить невесте своего хозяина. 

       В образе Савельича Пушкин раскрыл свой талант – показывать в одном человеке так много качеств. Ведь, на самом деле, каждый человек многогранен. У всех есть внешняя оболочка, которую мы видим, и богатый внутренний мир, где спрятаны все мотивы и тайны. Только талантливый писатель может раскрыть на бумаге образ, который оживет во время чтения.

Источник: https://znanija.com/task/20906963

Образ савельича в капитанской дочке

Образ старого добродушного дядьки Савельича принадлежит к числу замечательных созданий пушкинского гения.

В беззаветной, бескорыстной преданности Савельича своему питомцу есть что-то трогательное.

Вся жизнь его сводится к тому, чтобы оградить Петра Андреевича от неприятностей и опасностей, чтобы отстоять его интересы, сохранить барское добро.

Преданность его доходит до самоотвержения: он готов заслонить Петра Андреевича своею грудью от ударов шпаги Швабрина, предлагает Пугачеву повесить его вместо барина и т. п.

В преданности Савельича нет ни тени нравственного холопства. Он по-своему независим, даже упрям и часто ворчит на своего барина. Упрямый, но добрый старик, впрочем, всегда уступает своему питомцу, хотя простодушие и наивность его доставляют Гриневу много хлопот. Некоторый комизм образа Савельича заключается в том, что он часто действует невпопад.

Он наивно подает Пугачеву список барских вещей, разграбленных «злодеями9raquo;, не преминув напомнить и о заячьем тулупчике, подаренном когда-то Пугачеву. Это излишнее усердие могло бы кончиться печально для Гринева. Тем не менее в трагический момент, когда Гринева вели на виселицу, именно Савельич спас жизнь своего любимца, «барского дитяти».

Савельич – незабываемый образ русского крестьянина крепостной эпохи, «верного слуги» старого времени. Образ его стал родоначальником целой галереи «верных слуг», созданных русской художественной литературой (Захар в романе Гончарова «Обломов9raquo;, Фирс в пьесе Чехова «Вишневый сад» и др.)

Народная масса показана в повести Пушкина не одноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачёвского движения (например, караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), но были и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени.

Совет

В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего дворового. «Савельич — чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести»,— хорошо сказал один из писателей — современников Пушкина.

В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Всё лучшее в Гринёве воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гринёву. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца.

Савельич — раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринёва. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин.

Образом Савельича Пушкин протестует против крепостного права.

Швабрин — аристократ, ранее служивший в гвардии и за дуэль сосланный в Белогорскую крепость. Он умён, образован, красноречив, остроумен, находчив. Но к народу, ко всему, что не касается его личных интересов, Швабрин глубоко равнодушен. В нём нет чувства чести и долга. Оскорблённый отказом Маши выйти за него замуж, он мстит ей клеветой.

Он пишет анонимный донос старику Гринёву на его сына. Уже после первого известия о восстании у Швабрина зарождаются мысли об измене, которые он и осуществляет, когда Пугачёв взял крепость. Швабрин перешёл на сторону Пугачёва не по высоким идейным побуждениям, а с целью расправы с Гринёвым и овладения Машей.

Морально опустошённый человек, он вызывает у Пушкина резко отрицательное к себе отношение.

24262 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Образ Савельича и Швабрина в повести «Капитанская дочка»

Смотрите также по произведению “Капитанская дочка”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/1528/

Сравнение образов Пугачева и Савельича в «Капитанской дочке»

Таким образом, Пушкин последовательно, с разных сторон раскрывает положительные качества Пугачева как вождя народной революции. При этом он не стремится приукрасить его характер. Пугачев дан как конкретно-историческое лицо. Он бывает жесток, крут на расправу, непрочь иногда похвастаться своими победами.

Но это все окупается богатством натуры, «диким вдохновением», целеустремленностью, с какой он ведет борьбу. Незаурядность личности Пугачева заметна при сравнении его с Екатериной II, которая выписана в романе нарочито стандартными, «холодными» красками.

Рисуя образ Пугачева, Пушкин опирался не только на документальные, но и на фольклорные источники.

Поэтому Пушкин не механически переносил документальные материалы на страницы «Капитанской дочки», а перерабатывал, «просеивал» их, сливая с творческим вымыслом. Отделяя существенное от менее существенного, применяя средства художественной характеристики, т. е.

Обратите внимание

выявляя психологию героя, Пушкин тем самым приближал Пугачева к читателю как человека. Он раскрыл историческое лицо «домашним образом», иначе говоря-изнутри.

В результате удалось решить то, что не могло получиться в «Истории Пугачева»: Пугачев предстал на страницах «Капитанской дочки» не как предводитель бунтовщиков, а как вождь крестьянской войны. Пушкин-художник не спорит с Пушкиным-историком, но существенно дополняет его.

В «Капитанской дочке» Пугачев представлен человеком привлекательных, притом незаурядных качеств. У него «замечательная наружность», «живые» глаза, речь ясная, часто подкрепляемая пословицами. Народ поддерживает Пугачева. Оказавшись во главе восставших, он обнаруживает талант полководца.

Ему удается сплотить вокруг себя людей разных национальностей и повести их на борьбу с крепостничеством. Не корысть и не ощущение власти, хотя Пугачев объявляет себя «императором Петром III», воодушевляют крестьянского вождя, им руководит желание устранить неравенство, дать свободу закабаленному народу.

В этом проявляются государственный ум Пугачева, масштабность его деятельности. Истинное свойство его натуры – великодушие. В людях он ценит доброту и при случае старается отплатить им тем же.

Узнав в Гриневе своего попутчика, он избавляет его от виселицы; позже, убедившись в честности и прямоте Гринева, защищает его невесту Машу от Швабрина, делает все для того, чтобы Гринев и Маша соединились.

Рекомендуем почитать ►

Основное произведение Фолкнера – трилогия о Сноупсах

Чувство собственного достоинства выявляется Пушкиным как самое значительное, общее свойство народа. В этом отношении показателен образ Савельича. Он «верный слуга» своего барина, действия Пугачева считает «злодейскими», беззаконными.

Но в том, как смело ринулся Савельич на защиту своего питомца Петра Гринева, побуждаемый чувством долга, не страшась самого Пугачева, проявляется человек большой души. В Савельиче раскрываются самобытность, сила личности.

Эти же качества проявляются и у «солдатского сына» капитана Миронова.

Важно

 Это придало Образу эпическую широту, величавость. Пушкин первым в русской литературе создал тип народного героя в соответствии с исторической правдой и идеалами трудящихся масс. Вместе с тем не следует абсолютно отождествлять оценку Пугачева как человека с.оценкой руководимой им крестьянской войны.

Отношение Пушкина к крестьянской войне было противоречивым. Он осознавал историческую неизбежность и правоту народного протеста. Сочувствовал стремлению крестьян к свободе, считая, что она нужна народу так же, как и дворянству.

Но энтузиазм Пушкина охлаждался при мысли о том, что крестьянское восстание направлено не только против правительства, но и в целом против дворянства как класса. При всей прогрессивности своих политических убеждений Пушкин отрицательно относился к уничтожению своего класса, к ниспровержению его социальной гегемонии.

Отсюда слова Гринева, которые близки и автору: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». «Бессмысленный», с точки зрения Пушкина,- значит преждевременный, отъединенный от борьбы за свободу лучших из дворян.

Категоричность такого суждения вызвана, по-видимому, еще и тем, что Пушкин хорошо понимал неподготовленность крестьянства, неизбежность его поражения в условиях военного и экономического превосходства самодержавно-помещичьих сил.

Ревностно и бескорыстно служит он «государыне императрице», связывая с этим высший смысл своей жизни. И когда «дело служивое» проиграно, он отказывается присягать Пугачеву, рассматривая это как измену самому себе. Храбрый и честный капитан принимает смерть, хотя по природным и социальным своим качествам мог быть рядом с Пугачевым.

Как видим, достоинства простых людей Пушкин оценивает не только по степени их участия в восстании. Нравственный критерий был главным в обрисовке положительных свойств персонажей из народа. В народе официальные круги видели «зверя», а «зверь», вторгаясь в историю, естественно, ведет себя алогично.

Пугачев и его восстание по этой «теории»- ошибка времени и природы. Пушкин убеждает в обратном. Народ не разъяренная животными инстинктами стихия, а здоровая в нравственном и богатая в человеческом смысле среда. Значит, его вмешательство в историю, его «бунт» не случайность, а закономерность, с которой надо считаться.

Совет

Пугачев – вождь крестьянской революции  «реабилитируется» Пушкиным именно на этом основании.

Создавая образ Пугачева, Пушкин использовал мате-рисГлы для «Истории Пугачева» . Многие эпизоды исторического сочинения получили прямое отражение в «пугачевских» главах «Капитанской дочки»: взятие Белогорской крепости и расправа над ее защитниками, осада Оренбурга, описание «мятежной» (Бердской) слободы и др.

Верность фактам закрепляла и усиливала принцип реалистической типизации, столь необходимой в изображении исторических лиц. Но в историческом сочинении по цензурным условиям Пушкин не был свободен в истолковании фактов.

К тому же не каждый факт может раскрыть истинную логику событий, а значит, и подлинный характер их участников.

Источник: http://www.getsoch.net/sravnenie-obrazov-pugacheva-i-savelicha-v-kapitanskoj-dochke/

Ссылка на основную публикацию