Итоговое сочинение 2018-2019 – всё о нём

5 направлений итогового сочинения 2018-2019 от ФИПИ

  • Блог
  • Итоговое сочинение 2018-2019 от ФИПИ

Подробно о каждом направлении: план, аргументы, список литературы, темы, цитаты и др. 

Важно!!!

  • Экзаменационные темы будут доступны за 15 минут до начала итогового сочинения.
  • В 2018/19 учебном году итоговое сочинение пройдет 5 декабря, 6 февраля и 8 мая.
  • Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет».
  • Если выпускник получил «незачет», он может его пересдать.

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год.

  1. Отцы и дети
  2. Мечта и реальность
  3. Месть и великодушие
  4. Искусство и ремесло
  5. Доброта и жестокость

   Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно.

Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Отцы и дети

   Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

   Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность

   Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
   В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие

   В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

   Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло

   Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
   Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость

   Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
   Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Общая информация

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  1. обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  2. обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  3. обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания 3 часа 55 минут. 

  • Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
  • Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
  • Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
  • Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 
  • Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Материалы для подготовки к итоговому сочинению (изложению):

Источник: https://bingoschool.ru/news/itogovoe-sochinenie-ot-fipi/

Итоговое сочинение в 2018-2019 учебном году

Обучение в школе раньше давало более качественный результат в большинстве случаев. Позже система образования стала хуже, но это продлилось недолго. Как бы не ругали ЕГЭ, оно вынудило учеников хоть немного взяться за ум, чтобы сдать все выпускные экзамены. Причем это произошло после того, как в формат экзамена вернули сочинение.

Итоговое сочинение в 2018-2019 учебном году обретает все большую четкость границ и определенность критериев. Остается только самим учащимся понять, что их ждет.

Кто пишет итоговое сочинение?

Сочинение (а в некоторых случаях – изложение) – обязательное мероприятие для всех, кто заканчивает обучение в школе. Избежать этого события, будучи одиннадцатиклассником, попросту невозможно. Впервые эта образовательная норма была введена в 2014/2015 учебном году по личному распоряжению президента.

Главная цель этого вида итогового контроля – выявить у выпускников умение самостоятельно мыслить, выражать свое мнение, проводить литературный анализ и обосновывать собственную позицию в отношении морально-этических норм. Заменить сочинение изложением могут лишь для некоторых категорий одиннадцатиклассников. К числу таких выпускников относятся:

  • дети, которым была присвоена инвалидность;
  • учащиеся, физические или психические возможности которых признаны ограниченными;
  • выпускники образовательной программы старшей школы, которые освоили ее в закрытых учебных учреждениях с исправительным уклоном, а также те, кто отбывает наказание в местах лишения свободы;
  • ученики, которые обучались дома или на базе санатория или профилактория, одновременно проходя процедуры по лечению, реабилитации или оздоровлению в течение длительного периода времени. Такая необходимость должна быть подтверждена справкой.

Ранее именно в написании сочинения заключалась сдача экзамена, причем и требования, и объемы были другими. Причем сейчас изменились даже сроки написания итогового сочинения. Осталась только общая суть, характерная для большинства письменных работ. Речь идет о составных частях сочинения.

Их всего три:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

С одной стороны все просто, но это лишь на первый взгляд. Для составных частей итогового сочинения предусмотрены четкие критерии. В частности регламентирован объем каждой из частей. Максимальный объем отводится под основную часть — это порядка 2/3 сочинения. Остальная треть приходится на вступление и заключение, причем последнее чаще всего короче первого.

Смысловое содержание заключения редко у кого вызывает затруднения. С вступлением не всем понятно что делать. Часто там пишут про то, о чем будет сочинение.

Получается нечто среднее между кратким описанием статьи и оглавлением. На самом деле во вступлении нужно отражать причины интереса к выбранной теме или ее актуальность в данное время.

При этом здесь довольно сложно допустить фатальные ошибки.

Обратите внимание

Значительно сложнее обстоят дела с основной частью — важно исключить ненужный словесный сор. По факту эта часть сочинения не должна содержать пустых предложений, как-либо фактов, не связанных с его темой.

Есть и более конкретные указания относительно связи тезиса и аргумента.

Эта пара должна присутствовать в каждом абзаце основной части, к тому же аргументы нужно не только приводить, но и подтверждать примерами из жизни или литературных произведений.

Относительно конечного объема итогового сочинения в 2018-2019 учебном году есть конкретные цифры. Если немного не «добрать» до нужных показателей, то работа совсем не будет засчитана.

Минимальный порог объема — 250 слов, оптимальный размер на 100 больше.

Так как критерий объема проходит по форме зачета, то нужно обязательно выполнить минимум, чтобы при проверке учли другие показатели работы, а само сочинение было хоть как-то оценено.

По каким критериям будут оценивать работу?

Итогом усилий ученика должен стать текст, который отвечает определенным критериям.

  • Заданный объем работы – сочинение должно состоять примерно из 350 слов. Если работа состоит из 250 слов и менее – она не оценивается, поэтому за этот критерий ставится только «зачет» или «незачет»;
  • Работа должна быть выполнена самостоятельно – комиссия тщательно вычитывает сочинения на наличие заимствованных отрывков из литературных и других источников. Не думайте, что хорошая помять и умение фотографически запоминать информацию помогут написать отличную работу – с 2017 года оргкомитет имеет право пропустить сочинения, вызвавшие у них сомнения, через программы выявления плагиата. Цитировать авторские мысли, конечно, можно, но нужно указать источник цитаты. Увлекаться чужими мыслями также не стоит – общий объем цитат не должен превышать ½ объема сочинения. Выявленный плагиат означает, что дальше работа не проверяется и за нее ставится ноль баллов. Данный критерий не приносит баллов – его оценивают по системе «зачет» / «незачет»;
  • Соответствие текста работы заявленной теме – комиссия устанавливает, насколько верен ход рассуждений ученика, ответил ли он на главный вопрос темы, сумел ли понять ее смысл. Максимум, который можно получить за этот критерий — 2 балла;
  • Умение приводить аргументы – тут важно показать, что ученик помнит и понимает, как правильно привлекать примеры из художественных произведений, мемуаров, публицистических статей, текстов народных песен и сказок для усиления своей позиции. Верное выполнение требований обеспечит вам 2 балла;
  • Композиционное построение и логика изложения – выпускникам нужно суметь выстроить логичную взаимосвязь между разделами сочинения, соотнести тезисы и доказательства. Выполнение данных требований принесет максимум 2 балла;
  • Речевое оформление – комиссия оценивает точность мыслей, умение применять сложные грамматические конструкции, уместность употребления терминологии. За эту часть вам могут насчитать еще 2 балла;
  • Грамотность работы – работе присваивается понятие грамотной, если на каждые 100 слов, написанных в сочинении, приходится не больше чем 5 ошибок (суммируются все «оплошности» — в грамматике, орфографии и пунктуации). Данный критерий может принести до 2 баллов;
  • Оригинальный подход – творческая работа с нестандартными мыслями и оригинальными ходами может дополнительно принести 1 балл;
  • Ошибки речи – почти полное отсутствие речевых ошибок (не более 1-2) принесет еще 2 балла, 3-4 ошибки дадут возможность получить 1 балл;
  • Нормы орфографии – если вы допустите не более 1 ошибки, можете записать на свой «баланс» целых 3 балла, 2-3 ошибки опустят балл до 2-х, а 4-5 ошибок — до 1-го балла;
  • Нормы пунктуации – правильность использования знаков препинания (не более 1 ошибки) может дать вам 3 балла, 2-3 ошибки снизят балл до 2-х, а 4-5 – до 1 балла;
  • Нормы грамматики – 0-1 грамматическая ошибка позволят начислить 2 балла, 2-3 ошибки – приведут к начислению 1 балла;
  • Фактологическая точность – верность фактов, указанных в работе, даст вам 1 балл.
Читайте также:  Аргументы на тему: доброта и жестокость в романе «герой нашего времени» (м. ю. лермонтов)

Не пропустите:   Минимальные баллы ЕГЭ 2019 по всем предметам

В итоге за все сочинение можно получить 20  максимальных баллов. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Для «зачета» нужно, чтобы вам была зачтена большая часть критериев.

Как баллы за сочинение влияют на поступление?

Рособрнадзор рекомендует приемным комиссиям ВУЗов, в которых за сочинение можно получить до 10 баллов при общем зачете абитуриентов, переводить первичные баллы в десятибалльную систему, руководствуясь таким подходом:

  • от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – тождественны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Кстати, работа может пройти в ВУЗе перепроверку. Свои баллы и вердикт комиссии в виде «зачета» или «незачета» можно будет узнать по месту регистрации для написания сочинения, в школе или на специальной интернет-страничке.

Итоги должны быть объявлены не позже, чем через 14 дней после написания работы.

Ученики, которые получили «незачет», могут написать заявление, чтобы результаты были пересмотрены членами комиссии другого учебного учреждения, спецкомиссией городского или регионального уровня.

Нюансы подготовки к сочинению

Полноценная подготовка к написанию итогового сочинения в 2018-2019 учебном году начинается задолго до его сдачи. Как минимум, необходимо знать требования к готовой работе и критерии ее оценивания. Четкое знание того, какие нюансы будут особо рассмотрены при выставлении оценки, дают возможность получить минимально проходной балл даже при поверхностном знании темы.

Важно! Наиболее действенным способом подготовки к любой теме итогового сочинения станет банальное чтение. Причем изначально нужно прочитать рекомендуемую школьной программой литературу, а позже перейти и на другие высокохудожественные или глубокомысленные произведения.

Еще одним важным аспектом подготовки является практика. Неплохо просто потренироваться писать сочинения на любую тему, стараясь применить обязательную структуру с последующей самооценкой проделанной работы. Можно найти «напарника», чтобы получать более объективную оценку, меняясь для анализа написанными сочинениями.

Можно ли переписать сочинение?

Бывают случаи, хотя их и не так много, когда одиннадцатиклассник получает за итоговое сочинение «незачет», или вообще пропускает этот важный день. В таком случае он может пересдать аттестацию.

Для этой цели отведены две даты. Ученики могут дополнительно писать работу в первую февральскую среду (в данном случае это 6.02.2019) и в первую майскую среду, которая является рабочим днем (8.05.2019).

Пересдачи предусмотрены для таких категорий учеников:

  • ребят, которые не справились с работой с первой попытки, получив «незачет»;
  • школьников, которых поймали на списывании или наличии запрещенных предметов, а затем удалили с аттестации;
  • учеников, которые не смогли закончить работу вследствие плохого самочувствия и других причин, подтвержденных документально;
  • выпускников, которые не пришли в день написания работы из-за причин, признанных уважительными.

Тематика итоговых сочинений

Каждый год в числе тем, которые могут быть выбраны для итогового сочинения, фигурируют пять направлений. Все они заранее вывешиваются для ознакомления, и уже осенью список категорий будет доступен для учащихся.

Конкретные темы, как уже было сказано выше, можно будет узнать за четверть часа до начала испытания. За их формулировку отвечает специальный образовательный орган – Совет, ответственный за написание выпускного сочинения.

Не пропустите:   Кодификатор ЕГЭ по обществознанию в 2019 году

В направлениях соблюдается один главный принцип – противопоставление двух понятий.

Считается, что именно этот подход дает возможность формулировать разнообразные темы, при этом не стесняя школьников и позволяя им привлекать самые разные литературные источники для аргументации своих мыслей.

В каждый регион попадет свой набор тем по указанным направлениям. Это сделано для того, чтобы ученики, живущие в одном часовом поясе, не могли узнать конкретные темы от коллег, которые написали сочинение раньше.

Давайте рассмотрим тематические направления прошлых лет, чтобы вам было понятнее, с чем вы столкнетесь на аттестации. Так, в 2017/2018 учебном году ученикам предложили высказать свои мысли касательно следующих тем:

  • «Верность и измена» — выпускникам предстояло сравнить данные категории с точки зрения философии, этики или психологии, а также обратиться к примерам из литературного наследия, в которых герои вынуждены были выбирать между этими понятиями;
  • «Равнодушие и отзывчивость» — разработчики данного направления предлагают ученикам осмыслить разные типы отношений, понять, почему одни люди без корысти помогают ближним, а другие – безразличны к проблемам чужих людей. Также необходимо было привести примеры известных эгоистов и героев с горячими сердцами, которые делят чужие беды и радости;
  • «Цель и средство» — школьники должны были поразмышлять о том, что движет человеком, и как правильно соотносить цели со средствами для их достижения. Также следовало вспомнить литературных героев, которые избрали неверные средства для реализации целей, и персонажей, которые прикрывали свои низменные интересы показным благородством намерений;
  • «Смелость и трусость» — основа этого тематического блока заключается в проявлении человеком двух важных качеств. Каждый из нас может стать героем, однако инстинкт самосохранения заставляет людей избегать опасностей. Ученикам стоило почитать литературу, в которой описаны персонажи, демонстрирующие настоящий героизм, и те, кто не может победить слабость собственного духа;
  • «Человек и общество» — ученикам предложили показать взаимосвязь и конфликт этих двух категорий. С одной стороны, именно социум закладывает основы для личностных качеств, а умелое взаимодействие с обществом приводит к позитивным результатам. Однако иногда возникают непримиримые конфликты, когда человек должен отстаивать собственное мнение. В литературном наследии есть немало примеров созидательных и деструктивных взаимоотношений между человеком и социальной средой, которая его окружает.

Примерно такого же рода направления были предложены и в 2016/2017 учебном году. Тогда ученикам нужно было, например, поразмышлять о «разуме и чувствах», «опыте и ошибках».

Чтобы вам было понятнее, как именно конкретизируются темы для сочинений в рамках одного тематического направления, возьмем пример одного из комплектов для региональных сочинений.

Темы были составлены так, чтобы ученик в работе раскрыл один из пяти тезисов:

  1. Последствия, к которым приводит возникновение внутреннего конфликта между чувствами и разумом.
  2. Современная трактовки чести.
  3. Необходимость победы над собой и искоренения негативных качеств.
  4. Сохранение традиций, которые являются наследием многовекового социального опыта предков.
  5. Пояснение разницы между дружескими и приятельскими отношениями.

Что касается тематических блоков для написания сочинений в 2018/2019 году, пока что о них говорить рано. Однако знание и понимание подхода прошлых лет поможет вам уже сегодня выбрать верную стратегию для подготовки.

Регламент написания работы и сроки пересдачи

Особо тревожным или просто нерадивым школьникам стоит знать, что неудачно написанное сочинение подразумевает пересдачу. Сделать это могут и те, кто болел, и те, кого поймали на списывании. Существуют определенные даты для пересдачи. Для проведения повторной аттестации предусмотрено 2 даты в 2019 году:

Даты выбраны не случайно, это первые среды конкретных месяцев. Поэтому у тех кто заболел, просто не сдал с первого раза, а также не смог написать сочинение в первоначальную дату, будет еще 2 шанса. При этом нужно помнить, что при выборе такой формы аттестации нужно заранее написать заявление. В остальном регламент экзаменации стандартен для всех видов подобных мероприятий.

Любителям опаздывать стоит понимать, что никто не запретит им приступить к написанию итогового сочинения в 2018-2019 учебном году по причине несвоевременного прихода. Опоздавшие могут спокойно пройти на свободное место и приступить к выполнению работы. Важными моментами являются 2 нюанса:

  1. Никто и ничего не будет заново объяснять.
  2. Время на выполнение работы закончится относительно его начала, а не прихода ученика.

Начало написания итогового сочинения определенно в единое время для всех регионов. Вне зависимости от школ к работе учащиеся будут приступать в 10 часов. При этом придти в школу они могут не ранее, чем за 1 час, т. е. в 9:00.

Это не обязательное условие, можно подойти и 9:45. Всего будет дано 235 минут для обычных школьников, а для учащихся исправительных учреждений и детей с инвалидностью на 1,5 часа больше.

К тому же выпускникам не стоит сильно волноваться — у них есть право на 2 пересдачи.

Источник: https://pro2019god.ru/itogovoe-sochinenie-v-2018-2019-uchebnom-godu/

Егэ 2019: итоговое сочинение 2018-2019 г. – темы, сроки проведения и рекомендации по написанию

Ежегодно, начиная с 2014 года, в рамках сдачи ЕГЭ, выпускники школ сдают итоговое сочинение (изложение). В 2018-2019 году учащимся школ предстоит выбрать одну из предложенных тем, которые уже доступны к обсуждению и подготовке.

Какие темы могут быть представлены на ЕГЭ в 2019 году? Какие рекомендации дает Рособрнадзор? Какие сроки, когда будут проводиться итоговое сочинение по ЕГЭ 2019?<\p>

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки сообщает, что Федеральным институтом педагогических измерений опубликованы методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2018-2019 учебном году.<\p>

Важно

В сообщении указано, что ознакомиться с рекомендациями по организации и проведению итогового сочинения для региональных министерств образования и образовательных организаций, а так же рекомендациями по подготовке к итоговому сочинению для участников можно на сайте ФИПИ. Критерии оценивания сочинения и рекомендациями для экспертов, участвующих в проверки итогового сочинения, так же представлены на сайте.<\p>

Заявления на участие в итоговом сочинении, необходимо подавать не позднее двухнедельного срока до его проведения. Время написания сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут. Для участников с ограниченными возможностями здоровья время увеличено на 90 минут <\p>

Сроки проведения итогового сочинения в 2018-2019 году

Проведение итогового сочинения в 2018-2019 учебном году запланировано, как и в предыдущие годы в декабре, феврале и мае.<\p>

Итоговое сочинение будет проходить 5 декабря, 6 февраля и 8 мая 2018/19гг.

 <\p>

Объявлены пять направлений тем: «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость». Успешное написание сочинения является допуском к Единому государственному экзамену.<\p>

Система оценивания: «зачет-незачет».

Результат сочинения, при приеме в вуз, действителен четыре года, следующих за годом получения. <\p>

Пять направлений тем для школьного сочинения в рамках ЕГЭ 2018-2019

Министр просвещения РФ О.Ю.

Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год<\p>

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. <\p>

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).<\p>

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»<\p>

1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.<\p>

2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.<\p>

Читайте также:  От модернизма к постмодернизму: соотношение понятий

3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.<\p>

4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.<\p>

5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.<\p>

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2018-2019 учебный год<\p>

Письмо Рособрнадзора от 23.10.2018 г. № 10-875<\p>

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.<\p>

Изложение вправе писать следующие категории лиц:<\p>

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.<\p>

Время написания – 3 часа 55 минут. <\p>

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).<\p>

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».<\p>

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.<\p>

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. <\p>

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.<\p>

Подписывайтесь на каналы “Informatio.ru” в TamTam или присоединяйтесь в 

Источник: https://informatio.ru/news/education/middledu/ege_2019_itogovoe_sochinenie/

Направления итогового сочинения по литературе в 2019 году

Начиная с 2014 года российских школьников вернули к практике сдачи выпускного сочинения.

Проводить тогда это решили чуть ли не за полгода до самих ГИА, и успешное написание этого эссе стало залогом допуска к финальному испытанию по русскому языку, являющемуся, как мы знаем, обязательным.

В Минобре надеются, что эта практика поможет актуальным выпускникам научиться грамотно и связно излагать свои мысли, стимулирует их более активное чтение и заставит тщательнее подходить к изучению литературной критики и теории литературы, как таковой.

Схема перевода баллов по этому сочинению устанавливается непосредственно перед его проведением таким органом, как Рособрнадзор. А список вынесенных тем, и вовсе, оглашается прямо в день написания.

Тем не менее, уже сейчас можно сделать ряд выводов на основании блуждающих за кулисами системы образования слухов, опыта предыдущих лет, а также внедренных в этой сфере правил, как все это примерно будет происходить.

И, разумеется, выводы эти сумеют достаточным образом помочь будущим выпускникам  написать итоговое сочинение по литературе в 2019 году успешно.

Совет

Единый госэкзамен – он на то и единый, что всех расчесывает под одну гребенку, абсолютно унифицируя условия для учеников, предлагаемые задания, а также способ оценки.

Напомним, итоговое сочинение обязательно для абсолютно всех одиннадцатиклассников, а также не поступивших в вузы ранее, куда оно требуется как один из вступительных экзаменов.

Дети, занимающиеся по дистанционной форме обучения, дети-инвалиды, а также имеющие серьезные проблемы со здоровьем пишут не сочинение, а изложение. Но, для этого им придется предъявить заключение медико-психологической комиссии и соответствующие документы.

Пишут такие работы как выпускники отечественных, так и, при желании, иностранных общеобразовательных школ, оканчивающие профессионально-технические заведения, а также все, кто не сумел набрать нужное количество баллов ГИА ранее.

Для допуска к написанию, за две или более недель до даты экзамена ученик должен подать заявление в соответствующее образовательное учреждение.

На работу все годы до этого отводилось без пяти минут четыре часа, причем сюда не учитывают время заполнения регистрационной информации в специальных полях работы, организационный инструктаж и прочие общие моменты. На изложение детям из перечисленных выше спецкатегорий отводится на полтора часа больше. Старт дается ровно в 10 утра.

В качестве дат для проведения испытания выбирается первая среда декабря – в 2019 году это будет 4 число (для одиннадцатиклассников 2019/2020 годов выпуска). Выпускники 2018-2019 годов первую попытку написания сочинения получат в декабре 2018 года – 5-го числа.

Еще две доступные даты придутся в соответствующих годах на первую же среду февраля и первую среду мая (после праздников).

Обратите внимание

Так что, можно не переживать – если не получилось сдать в декабрьскую очередь, будет еще две попытки успешно выдержать это испытание и все-таки получить допуск к ГИА.

В школах, где пишут итоговое сочинение по литературе, комиссии по проведению экзамена назначают кабинеты, где будут рассаживать допущенных потенциальных выпускников, и куда ровно в 9 утра в день написания запускают учеников и распределяют их по кабинетам в произвольном порядке.

После чего дети занимают места, аналогично, без какой-либо системы, но, обязательно не более чем по одному человеку за парту. На столе, кроме ограниченного списка материалов (о них — ниже), можно держать лишь удостоверение личности, черную ручку, еду и лекарства, при необходимости.

Естественно, категорически запрещено проносить с собой телефоны, любую аппаратуру, шпаргалки, собственные словари и любые средства хранения и передачи материалов – это жестоко карается удалением с испытания.

О том, что время выходит, должны предупреждать заранее, а когда наступает сдача (досрочно, при желании, кстати, тоже можно — в общем порядке), члены комиссии ставят Z-прочерк на всех свободных местах работы, пересчитывают количество сданных бланков и заполняют соответствующее поле на сочинении/изложении. А правильность всего этого подтверждает ученик своей росписью в соответствующей ведомости. Результаты написания действительны четыре года.

к содержанию ↑

Инструктаж

Темы сочинения/изложения выписываются на доску в классе (получают их проводящие испытание учителя только в 09.45) либо же раздаются в распечатанном виде ученикам. Кроме этого выдаются бланки, черновики, инструкции, а также орфоэпические словари (те, кто пишут изложения, могут рассчитывать еще и на толковые).

Если надо, потом выделяют и дополнительные листы бланков.

Первый инструктаж стартует в 10:00, и затем, по его окончанию, когда ученики должны будут приступать к самому написанию, время старта записывается на доске (и фиксируется в специальной ведомости комиссии), и там же отмечается длительность экзамена, а также точный срок сдачи работы.

к содержанию ↑

Нюансы оценивания

Оценивать сочинение/изложение собираются, традиционно, «зачетами-незачетами.

В случае подачи абитуриентом результатов в приемную комиссию вуза после зачтенной этой работы, ему добавляется к полученному за все остальные вступительные экзамены максимум 10 баллов.

К проверке будут допускать экспертов от школ с участием представителей спецкомиссий муниципального уровня, сторонних наблюдателей, которые должны иметь соответствующее образование и опыт, быть в курсе актуальных правил.

Еще до проверки отсеиваются работы, не прошедшие фильтр следующих моментов:

  • размер (250 — сочинение/150 слов — изложение, включая служебные);
  • самостоятельность (грубо говоря – нельзя заучить какую-то хорошую статью-критику и банально переписать все по памяти, или списать физически с какого-то места. Все это тщательно отслеживается и проверяется).

Затем оценка определяется по совокупности 5-ти критериев:

  • наличие аргументов/логика текста;
  • раскрытие темы/строгость плана;
  • грамотность;
  • построение тезисов и рассуждений/полностью ли использованы элементы базового материала;
  • красота речи.

Ошибки ищут так же точно, как в оценивании обычных учебных работ, к чему, безусловно, привыкли и преподаватели, и дети.

к содержанию ↑

Выносимые на 2019 год темы

Ежегодно избираются пять основных философских течений, на которые будут опираться будущие темы работ, причем в каждом ФО они свои. Следовательно, предугадать, что конкретно будет избрано очень сложно. Но, по тем работам, которые дети уже писали в прошлых годах, можно сделать ряд полезных выводов о том, чего от них ждут преподаватели.

Так кое-где в 2014-м – первом проведения после пятилетнего перерыва – были, к примеру, «Недаром помнит вся Россия…» (по М.Ю.

Лермонтову), «Человек и природа в русской и всемирной литературе», «Чем живут люди?», «Вопросы, поднятые войной» и «Спор поколений: вместе или врозь?».

В прошлом году тематическими блоками стали пары  «Равнодушие-отзывчивость», «Верность-измена», «Человек-общество», «Смелость-трусость», а также «Цели-средства», то есть, например, в Забайкальском крае были темы:

  • Равнодушие – вина человека или его беда?
  • Как и почему становятся изменниками?
  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели?
  • Согласны ли Вы с утверждением Н.М.Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?

По вступительной кампании следующего года, а также 2019-2020-х, пока конкретику никто не скажет, ибо все рассматриваемые варианты в строжайшем секрете держатся в ФИПИ, их как раз и разрабатывающей.

Течения оглашают, как правило, за несколько дней до самого экзамена, а точное звучание тем передается в опечатанной форме и вскрывается непосредственно во время.

Но, если глобально хорошо и тщательно готовиться, прорабатывать все философские направления и набрать достаточную аргументационную базу, любая предложенная тема будет щелкаться, словно, орешки.

к содержанию ↑

Несколько советов по подготовке

Чтобы успешно подготовиться, во-первых, все рекомендуют, конечно же, побольше читать. Но, как известно, перечитать все и, тем более, запомнить – невероятно. Следовательно, надо концентрироваться на главном.

Конечно, вся школьная программа должна быть проштудирована назубок (хотя бы в формате хрестоматий), но, особое внимание надо уделить изучению конкретных универсальных аргументаций для разработки философских тем, выбрав для них базовые примеры произведений и, соответственно, заучив к ним цитаты.

Чтение, конспектирование и детальнейший разбор критики – аналогичный маст-хев любого желающего написать успешно это сочинение. Ну, и последнее, что естественно, — это практика. Стоит просто набить руку, постоянно тренируясь на старых темах. Безусловно, уделяя огромнейшее внимание грамотности.

Читайте также:  Анализ произведения "слово о полку игореве"

По итогам 2018-го, 97 % школьников написали итоговое сочинение успешно.

Это означает, что в действительности, вещь это совершенно нестрашная, и, в отличие от ЕГЭ, к которому невероятно долго и много приходится готовиться самостоятельно и с репетиторами, для нее, по мнению и проверяющих учителей, и самих учеников, вполне хватает стандартного ритма образовательной подготовки обычной школы. Тем не менее, всем, кому придется его писать, хочется пожелать удачи и, самое главное – не нервничать и не бояться!

к содержанию ↑

Видео

Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://2019god.net/

Источник: https://2019god.net/novosti/napravleniya-itogovogo-sochineniya-po-literature-v-2019-godu

Стали известны темы итогового сочинения в 2018-2019 учебном году

Для допуска к ЕГЭ российским одиннадцатиклассникам нужно написать итоговое сочинение. Оно пишется в начале декабря, и для того, чтобы получить допуск до экзаменов, фактически достаточно написать сочинение на оценку “3” — оценивается оно по зачетной системе, так что ничего экстраординарного от выпускников не требуется.

В данный момент ученики одиннадцатых классов активно готовятся к итоговому сочинению, и их, разумеется, интересуют конкретные темы. Известны ли темы итогового сочинения в 2018-2019 учебном году, что нужно знать о процедуре написания декабрьского сочинения.

1 сентября, непосредственно в первый день нового учебного года, ФИПИ объявил направления тем для итогового сочинения, которое состоится 5 декабря. По традиции это пять различных направлений:

  • Доброта и жестокость.
  • Искусство и ремесло.
  • Месть и великодушие.
  • Мечта и реальность.
  • Отцы и дети.

Как можно заметить, в каждом из направлений предлагается рассмотреть определенный конфликт между двумя понятиями, которые, с одной стороны, полностью противоположны, с другой — не могут существовать друг без друга.

Конкретные темы итогового сочинения будут более узкими, нежели обнародованные направления.

Например, в прошлом году одним из направлений тем была “Верность и измена”, а конкретными темами по данному направлению в разных регионах стали такие, как “Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?”, “Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?”, “Что значит быть верным долгу?” и т.д.

Важно

Найти конкретные темы итогового сочинения на 2018-2019 учебный год в интернете не получится. Максимум, что можно обнаружить — это приблизительные темы, которые сформулированы на основе объявленных направлений. Ничего общего с реальностью эти приблизительные темы не имеют, на итоговом сочинении они будут другими.

Во время итогового сочинения используются те же принципы, что и на экзаменах ЕГЭ. Конкретные задания становятся известны непосредственно перед началом работы. Так, темы итогового сочинения 5 декабря объявят только за 15 минут до начала написания. Даже сами педагоги и члены комиссий знать эти темы не будут.

Для различных регионов страны, в зависимости от часового пояса, также будут сформулированы разные темы для каждого из пяти направлений.

Всего, таким образом, будет 11 наборов тем. Изначально их еще больше, и распределяются темы между разными регионами случайным образом.

Источник: https://ladystory.ru/?p=53099

Итоговое сочинение

Итоговое сочинение 2018-2019 по литературе на rus.fizolimpiada.

ru
Тематические направления итогового сочинения 2018-2019 года по литературе

Сочинение оценивается по пяти критериям: – соответствие теме; – аргументация, привлечение литературного материала; – композиция; – качество речи; – грамотность.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Итоговое сочинение 2018-2019 по литературе
Тематические направления итогового сочинения

          Тематическое направление итогового сочинения 2018-2019 года по литературе:

    |      Отцы и дети.

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

                   Примеры сочинений на тему: Отцы и дети

          Тематическое направление итогового сочинения 2018-2019 года по литературе:

    |      Мечта и реальность.

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

                   Примеры сочинений на тему: Мечта и реальность

          Тематическое направление итогового сочинения 2018-2019 года по литературе:

    |      Месть и великодушие.

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

                   Примеры сочинений на тему: Месть и великодушие

          Тематическое направление итогового сочинения 2018-2019 года по литературе:

    |      Искусство и ремесло.

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

                   Примеры сочинений на тему: Искусство и ремесло

          Тематическое направление итогового сочинения 2018-2019 года по литературе:

    |      Доброта и жестокость.

Совет

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

                   Примеры сочинений на тему: Доброта и жестокость

Copyright © All rights reserved

Источник: https://www.rus.fizolimpiada.ru/itogovoe-sochinenie-2018-2019.html

Итоговое сочинение по литературе 11 класс 2019. Критерии оценивания

Три года назад выпускникам российских школ добавили новое испытание – итоговое сочинение, по результатам которого происходит допуск к ЕГЭ.

Идея итогового сочинения в том, чтобы проверить умение выпускника мыслить и анализировать, доказывая собственное мнение с опорой на литературные произведения школьной программы.

Поэтому выпускникам и нынешним десятиклассникам надо большое внимание уделить чтению художественной литературы, из которой и будут браться аргументы на итоговом сочинении по литературе в 11 классе в декабре 2018-2019 учебного года.

СОДЕРЖАНИЕ

Как подготовиться к итоговому сочинению?

Грамотная подготовка к сочинению может быть реализована только в случае, если вы прислушаетесь к следующим рекомендациям:

  1. постарайтесь накопить как можно более широкую базу литературных аргументов; главная рекомендация тут только одна – больше читайте;
  2. читайте критические обзоры, в которых раскрываются герои тех или иных литературных трудов;
  3. в свободное время смотрите видеолекции на тему литературы и актуальных проблем нашего мира, человеческой натуры и характера;
  4. невероятную важность при подготовке имеет практика – пишите сочинения, придерживаясь заданного формата.

В качестве тем берите те, что были в прошлом или позапрошлом году – многие темы перекликаются или могут быть подкреплены одними и теми же литературными цитатами.

Темы прошлых лет

Так, в 2015 году были предложены для написания такие темы:

  • Время.
  • Дом.
  • Любовь.
  • Путь.
  • Год литературы в России.

А в 2016 году разработчики экзамена составили темы, включающие в себя два противоположных понятия:

  • Разум и чувство.
  • Опыт и ошибки.
  • Честь и бесчестие.
  • Победа и поражение.
  • Дружба и вражда.

Тематические направления в 2017-2018 учебном году:

  • Верность и измена.
  • Равнодушие и отзывчивость.
  • Цели и средства.
  • Смелость и трусость.
  • Человек и общество.

Конкретные темы сочинений будут опубликованы в интернете лишь за 15 минут до начала экзамена.

Как грамотно написать сочинение?

Чтобы справиться с творческим заданием, необходимо знать порядок написания частей сочинения.

Композиция итогового сочинения:

Вступление

Здесь можно поговорить о теме сочинения, задаться вопросом – почему выбрана именно эта тема, почему хочется писать именно об этом. Можно поговорить о проблеме, которая заложена в теме

Основная часть

Это анализ проблемы или литературного произведения, если текст пишется на тему литературного произведения.

Каждый абзац состоит из пары: тезис плюс аргумент. Аргументы в свою очередь должны подтверждаться текстом литературного произведения.

Заключение

Это вывод, обобщение того, о чем было сказано в основной части. Если во вступлении был задан какой-либо вопрос, значит, в заключении должен быть сформулирован ответ на этот вопрос, но уже кратко.

Самая короткая часть – это заключение. Самая большая – основная часть. Она должна примерно составлять 2/3 от всего сочинения.

Как писать работу на экзамене?

Если вы уже зашли в аудиторию, сели на место и прослушали инструктаж, руководствуйтесь такими советами:

  1. Прочтите все предложенные темы и подумайте, какая из них вам ближе, особенно с точки зрения аргументации.
  2. Придумайте и набросайте на черновике небольшой план. Заранее выберите тезисы, которые вы будете раскрывать в своей работе.
  3. Набросайте на черновике аргументы, постаравшись подкрепить свое мнение словами классиков или образами литературных героев.
  4. Сформулируйте вступительную и заключительную части. Затем подведите к основной части, написав, что эта тема актуальна и сейчас, ведь многие авторы раскрывали ее в своих произведениях и задумывались над ней (примерно 30 слов). В заключительной части напишите словосочетание, которое свидетельствует, что вы приступили к выводам: «таким образом…», «в итоге хочется сказать…», после чего еще раз выскажите свою главную мысль (примерно 70 слов).
  5. Переходите к основной части работы (слов на 250). Приводите аргументы, вспоминайте примеры, оценивайте их, подводите итоги и развивайте мысль. Готовый черновик нужно перечитать, чтобы исправить ошибки и пересчитать количество слов. Теперь можно переписать работу на чистовик.

Критерии оценивания итогового сочинения

Итоговое сочинение должно соответствовать пяти критериям.

1 Соответствие теме
2 Аргументация с привлечением литературного материала
4 Композиция и логика
4 Качество письменной речи (речь, стиль)
5 Грамотность (орфография, пунктуация, грамматика)

Если по первому и второму критерию получено 0 баллов, то далее работа не подлежит проверке. Также работа не будет проверяться, если в ней менее 250 слов или обнаружен плагиат.

Время и результаты экзамена

Даты проведения итогового сочинения (изложения) в 2018-2019 учебном году будут следующие:

  • в первую среду декабря (05.12.2018);
  • первую среду февраля (06.02.2019);
  • первую рабочую среду мая (08.05.2019).

Итоговое сочинение начинается в 10.00 по местному времени. Продолжительность написания – 3 часа 55 минут (235 минут).

Узнать результаты экзамена можно в своей школе по окончании проверки работ. Если ученик получил «незачёт» за сочинение, то он может переписать его в феврале и в мае текущего года.

Примеры сочинений можно найти на различных образовательных сайтах в Интернете. А общие рекомендации к написанию итогового сочинения можно посмотреть здесь:

Источник: https://g2019.su/itogovoe-sochinenie-po-literature-11-klass-2019/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]